Анализ темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах (к предыдущему году в %)
*Источник: рассчитано мною по Экономическому журналу ВШЭ, № 1, 2007
В анализируемом периоде отмечен рост общей суммы доходов консолидированного бюджета. В то же время темпы прироста доходов в 2007 году составили всего 7%. Наиболее значительные темпы роста на протяжении всего анализируемого периода отмечены по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль.
В 2007 году по сравнению с 2006 годом большие темпы роста отмечены по налогу на добавленную стоимость (2,58%) и налогу на имущество (2,51%).
График 4. «Темпы роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах (к предыдущему году в %)».
Налог на доходы физических лиц - один из важнейших источников консолидированных бюджетов субъектов РФ.
После введения пропорциональной налоговой ставки в 2001 году поступления налога на доходы физических лиц значительно увеличились. Темпы роста данного налога опережают темпы роста общих налоговых поступлений. Вместе с тем в сегодняшних российских условиях налог на доходы физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны, несмотря на то, что по объему поступлений в бюджет в 2007 году за счет этого налога сформировано 18,4% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Это объясняется следующими причинами:
низким уровнем доходов подавляющего большинства населения России;
неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- наличием теневой экономки и уходом от налогообложения работников этого сектора экономики, а также лиц с относительно высокими доходами. Основную долю этого налога обеспечивают поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.
Отмечены наиболее значительные темпы роста (на 40,71%) доходов от внешнеэкономической деятельности в 2005 году по сравнению с 2004 годом.
Также отмечалось повышение темпов роста налога на прибыль в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 7,25% и в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 4,58%, что связано, как указывалось выше, с изменениями налогового законодательства.
Изменение темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007годах (в % предыдущему году) представлено в следующей таблице.14
Таблица 5.
Название статьи/год |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
*2007 |
Доходы, из них: |
-0,14 |
0,26 |
-0,15 |
0,11 |
-0,33 | ||
Налог на прибыль |
-7,14 |
1,05 |
3,43 |
-3,33 |
0,93 | ||
НДФЛ |
-0,13 |
0,11 |
-0,26 |
0,18 |
0,96 | ||
ЕСН |
0,00 |
0,00 |
0,55 |
1,41 |
0,40 | ||
НДС |
0,00 |
0,16 |
-0,45 |
0,59 |
1,11 | ||
Акцизы |
0,22 |
-0,52 |
0,16 |
0,12 |
1,17 | ||
Налоги на имущество |
0,00 |
0,00 |
1,57 |
-0,34 |
1,28 | ||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
0,00 |
0,00 |
1,46 |
-0,18 |
0,51 | ||
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
-0,66 |
-0,03 |
39,94 |
-39,34 |
0,44 | ||
Доходы от использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
0,23 |
-0,01 |
-0,86 |
0,84 |
0,20 | ||
Данные в % к предыдущему году | |||||||
* рассчитано мною |