Анализ темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах (к предыдущему году в %)
Таким образом, в анализируемом периоде отмечается нестабильность темпов роста как общей суммы доходов консолидированного бюджета, так и отдельных доходных статей бюджета.
При общем абсолютном росте налоговых доходов темпы их прироста, как показывает таблица, несколько снижаются, что обусловлено политикой ослабления налоговой тяжести предпринимательской деятельности в целях стимулирования процесса производства. Это свидетельствует о повышении стимулирующей роли налогов.
В то же время, общий объем налоговых доходов, мобилизуемых государством, достаточно велик, что свидетельствует о заметной роли фискальной функции налогов.
За последние годы быстрыми темпами растут платежи за пользование природными ресурсами.
Существенные изменения темпов роста доходной части консолидированного бюджета прослеживаются по налогу на прибыль, а также по доходам от внешнеэкономической деятельности, что наглядно представлено на нижеприведенном графике.
График 5. «Изменение темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2003-2007гг.»
Таким образом, в 2005 году по сравнению с 2004 годом отмечалось резкое увеличение темпов роста доходов от внешнеэкономической деятельности (на 39,94%), затем в 2006 году по сравнению с 2005 годом - резкое снижение (на 39,34%), что связано с изменениями налогового и валютного законодательства, так как основная доля в доходах от внешнеэкономической деятельности приходится на таможенные пошлины и таможенные сборы.
Отмечены существенные изменения темпов роста налога на прибыль (в 2003 году снижение на 7,14% по сравнению с 2002 годом и в 2006 году снижение на 3,33% по сравнению с 2005 годом).
В 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдается наибольшее увеличение темпов роста налога на добавленную стоимость (на 1,11%), акцизы (на 1,17%) и налога на имущество (на 1,28%).
Изменения темпов роста доходной части консолидированного бюджета связаны прежде всего с тем, что с целью стимулирования производства с 1 января 2002 года уменьшена основная ставка налога на прибыль организаций (с 30% до 24%), а с 1 января 2005 года - налоговая ставка НДС (с 20% до 18%). С 1 января 2001 года введен единый пропорциональный налог на доходы физических лиц со ставкой в размере 13% (вместо ранее действовавшей прогрессивной шкалы налогообложения). Неналоговые доходы пополнились за счет таможенных пошлин и таможенных сборов, а также ряда платежей за пользование природными ресурсами.15
Итак, в период с 2001 по 2007 годы отмечена тенденция стабильного роста доходов консолидированного бюджета. Главный источник доходов государства - это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны. Наиболее весомыми налоговыми доходами бюджета являются налог на добавленную стоимость и акцизы.
С 2005 года основной удельный вес в общей сумме доходов консолидированного бюджета занимают доходы от внешнеэкономической деятельности.
При общем абсолютном росте налоговых доходов темпы их прироста несколько снижаются, что свидетельствует о повышении стимулирующей роли налогов. В то же время, общий объем налоговых доходов, мобилизуемых государством, достаточно велик, что свидетельствует о заметной роли фискальной функции налогов.
ГЛАВА 3.