Вопросы формирования инновационной политики предприятия
Инновационная деятельность в сфере малого и среднего бизнеса на сегодняшний день является наиболее эффективной точкой приложения государственной поддержки. Сфера туризма во всем мире является одной из наиболее доходных в формировании национального ВВП, в то время как в России данный бизнес не приносит ощутимых доходов в бюджет.
Очевидно, что далеко не каждый владелец бизнеса способен вплотную заняться инновационной деятельностью, т.к. это далеко не всегда дает ожидаемый эффект, кроме того, инновационная деятельность невозможна без создания соответствующей структуры на федеральном и региональном уровне.
Правительство РФ уже довольно длительное время занимается вопросами инновационной деятельности, но зачастую эта деятельность происходит большей частью на бумаге, нежели в реальном производстве. Проблем тут множество, главная из которых - недостаточное финансирование инновационной деятельности. Ведь ни для кого ни секрет, что всякий инвестиционный проект сопряжен с определенной долей риска невозврата капиталовложений. По международной статистике, только 3 из 5 инвестиционных программ реализуются с отдачей, два остальных не оправдывают затрат.
Формирование инновационной стратегии предприятия необходимо в нескольких случаях:
Если предприятие намерено двигаться по пути устойчивого развития бизнеса в рамках определенной стратегии развития, при этом у менеджмента предприятия достаточно и средств, и воли для этих целей;
Если государство определило систему действительных экономических рычагов, способствующих экономическому росту бизнеса. К примеру, такими рычагами могут стать налоговые, кредитные, инвестиционные и т.д.
Если предприятие способно организовать системный подход к управлению бизнесом, в том числе и должный уровень коммерциализации инновационного продукта. На самом деле инновационный потенциал заложен не только в стенах НИИ и лабораторий, но и на самом рядовом предприятии. Задача менеджмента состоит в том, чтобы умело использовать коммерческий потенциал инноваций, чтобы получать должный финансовый эффект от их внедрения или коммерческой реализации.
Инновационная политика предприятия должна содержать в себе перечень следующих вопросов:
Группа А. Как мы работаем. То есть, каково действительное состояние всех участков бизнеса.
Группа Б. Где мы находимся. То есть, каково положение нашего бизнеса по сравнению с конкурентами.
Группа С. Куда мы стремимся. Каковы цели и перспективы нашего бизнеса.
Группа Д. Что можно сделать, чтобы достигнуть данных высот.
Группа Е. Каковы наши резервы и ресурсы.
Нужно сказать, что инновационный потенциал можно обнаружить в любом подразделении организации. Кроме того, в балансе существует целая статья нематериальных активов, которые способны приносить основной доход компании (так нередко случается за рубежом).
Инновационная деятельность является необходимым условием для динамичного развития всякой бизнес-системы. В Российской Федерации разработана довольно обширная законодательная база инновационной деятельности, но существуют проблемы с финансированием крупных инновационных проектов на государственном уровне.
1 2