Факторный анализ рентабельности
Двухфакторная модель рентабельности (рентабельности активов):
год:
⇒ 0,053· 0,001=0,00 (0,0001)
2008год:
⇒=
год:
Выводы: Прирост рентабельности активов на 2,5% наблюдается в 2009г. и произошел за счет ускорения оборачиваемости активов на 7,4%, в 2008 г. наблюдается рост рентабельности активов за счет показателя рентабельности продаж на - 0,6%. Стоит отметить, что в 2007 г. ни рентабельность продаж, ни оборачиваемость активов не повлияли на рост рентабельности активов.
Рентабельность собственного капитала:
Формула Дюпона
·1,213·1,607 = 0,019
Трёхфакторная модель представлена формулой:
год:
Где Совокупный капитал = УК + Нераспределенная прибыль + Займы и кредиты + КЗ ⇒
⇒ Совокупный капитал = 39 287 379+ ( -1 586 468)+6 118 888+7 960 825+4 674 072 = 56 454 696
год:
Совокупный капитал = 35 361,5+3 423+5 894+3 604+8 239 =56521,5
год:
Совокупный капитал = 35 361,5+4 959,9+11 873,5+9 230,1+11 569,8=72994,8
Выводы: В 2007 году ни один из рассматриваемых факторов (уровень рентабельности продаж, скорость оборота активов и структура авансированного капитала организации) не привел к ожидаемому росту рентабельности собственного капитала. В 2008 году наиболее сильное влияние на рентабельность собственного капитала (0,010) повлияла скорость оборота активов. И наконец, отрицательный результат 2009 года был связан с уровнем рентабельности продаж.
.3 Анализ «четырех цифр»
Существует интересная взаимосвязь между показателями маржинального анализа и некоторыми показателями рентабельности. Анализ, проводимый на этой основе, можно образно назвать «анализ четырех цифр».
Нам известны следующие показатели по ОАО «КАМАЗ» (см. Приложение №3 отчет «О прибылях и убытках» на 31 декабря 2009г.).
Выручка от продаж предприятия в базовом году - 93 064,7;
Выручка от продаж предприятия в отчетном году - 56 506,6;
Полная себестоимость продукции в базовом году - 82356,7;
Полная себестоимость продукции в отчетном году - 52430,2.
В этом случае можно получить следующие результаты.
I. Первое направление этих результатов представлено в Таблице 2.
II. Второе направление - это влияние факторов на рентабельность, что можно рассчитать по показателю как рентабельности продаж, так и по рентабельности к себестоимости. Рассмотрим это на примере рентабельности продаж.
Влияние на рентабельность изменения цен (выручки) определяется по формуле:
Где - изменение рентабельности за счет изменения цен; , - соответственно выручка и себестоимость базового (0) и отчетного (1) года.
Выводы: Снижение рентабельности продаж за счет изменения цен составило 0,58 процентных пункта. Сложившуюся ситуацию можно объяснить резким снижением цен (выручки) на продаваемую ОАО «КАМАЗ» продукцию (данное снижение составило 36 558,10 млн. руб. или 39,28%). Такое снижение цен на продукцию предприятия может быть вызвано падением спроса на нее, которое является последствием кризиса и складывающейся тяжелой обстановке в отрасли автомобилестроения.
1 2