Инвестиционная активность регионов
Перспективы динамического развития отечественной экономики во многом определяются состоянием и тенденциями инвестиционного климата в ее регионах.
Региональные оценки состояния и тенденций инвестиционного климата определяются соотношением показателей инвестиционной активности и привлекательности регионов России. Обе эти оценки комплексные. Так, инвестиционная активность региона оценивается не только годовыми объемами капитальных вложений, но и их физическим наполнением - объемами строительно-монтажных работ, спросом на инвестиционную продукцию (строительные, монтажные и конструкционные материалы, производственное оборудование и механизмы, строительную технику). Инвестиционная привлекательность региона оценивается характеристиками его потенциального спроса на инвестиции (состоянием и перспективами развития основных ресурсов воспроизводства экономики, инфраструктуры производства, мощностей строительных организаций, уровнем региональных инвестиционных рисков; состоянием экологической и социальной обстановки и т.п.).
г. более 50% всех инвестиций в основной капитал освоено в Центральном, Уральском и Приволжском федеральных округах (соответственно 20,7%, 15,6% и 14,5% всех инвестиций). Половина от объема инвестиций в основной капитал в 2010 г. осуществлена на территории 13 субъектов Российской Федерации, среди них: Тюменская область (11,5%), Москва (6,9%), Краснодарский край (5,4%), Санкт-Петербург (4,1%), Московская область (3,8%), Республика Татарстан (3,3%), Ленинградская область (2,9%), Красноярский край (2,7%), Приморский край (2,2%), Нижегородская область (1,9%), Ростовская область (1,7%), Республика Башкортостан и Челябинская область (по 1,5%). Первые позиции по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения занимали в 2010 г. республики Саха (Якутия), Коми, Приморский край, Ленинградская, Сахалинская и Тюменская области, Еврейская автономная область.
Наибольшая инвестиционная активность отмечена на территории республик Алтай, Бурятия, Марий Эл, Хакасия, Чувашия, Хабаровского края, Брянской, Воронежской, Ленинградской, Смоленской областей, Еврейской автономной области (в 1,2-2,1 раза больше, чем в 2009 г). На 20-33% сократился объем инвестиций в основной капитал по сравнению с предыдущим годом на территории Республики Адыгея, Курганской и Мурманской областей; на 42,7% - Республики Саха (Якутия); на 72,6% - Чукотского автономного округа. (Приложение 3)
В 2010 г. доля бюджетных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 95,1% на территории Республики Ингушетия, 76,3% - на территории Чеченской Республики; 56-70% на территории республик Алтай, Дагестан, Тыва. На территории 8 субъектов Российской Федерации доля бюджетных средств составляла 3,2-8,7%, среди них: Республика Коми, Иркутская, Оренбургская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Ненецкий, Ханты-Мансийский - Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Наибольший объем средств из федерального бюджета в 2010 г. был направлен в субъекты Центрального федерального округа (22,7% всех инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета), Дальневосточного федерального округа (18,5%), Северо-Западного федерального округа (13,2%). Более 40% средств из федерального бюджета были освоены на территории семи субъектов Российской Федерации: Приморского края (11,9%), Москвы (7,2%), Санкт-Петербурга (6,8%), Краснодарского края (6,3%), Воронежской области (4,7%), Красноярского края (3,8%) и Свердловской области (3,6%).
Инвестиции из федерального бюджета направлялись на выполнение Федеральной адресной инвестиционной программы, целью которой являлась поддержка социальной сферы и систем жизнеобеспечения, развитие инфраструктуры Российской Федерации. Основным инструментом реализации указанных направлений являлись федеральные целевые программы.
Лимит государственных капитальных вложений на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы 2010 г. был установлен в объеме 651,5 млрд. рублей. Из общего итога 321,9 млрд. рублей (49,4%) предусматривалось направить на выполнение федеральных целевых программ, 231,9 млрд. рублей (35,6%) - на объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы, 97,7 млрд. рублей (15,0%) - на специальные работы, входящие в государственный оборонный заказ.
Наибольшие объемы бюджетных инвестиций использованы в 2010 г. на реализацию федеральных целевых программ - 310,3 млрд. рублей (96,4% годового лимита).
Из общего объема бюджетных инвестиций на реализацию федеральных целевых программ 57,5% приходилось на федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» (178,3 млрд. руб.), из них на подпрограммы «Автомобильные дороги» (132,1 млрд. руб.), «Морской транспорт» (11,3 млрд. руб.), «Гражданская авиация» (19,6 млрд. руб.), «Внутренний водный транспорт России» (6,6 млрд. руб.); 19,6% - на федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» (60,8 млрд. руб.), в основном на подпрограмму «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» (53,3, млрд. руб.); 5,1% - на федеральную целевую программу «Культура России» (15,9 млрд. руб.); 3,1% - на федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» (9,5 млрд. руб.); 2,0% - на федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» (6,2 млрд. руб.); по 1,2% - на федеральные целевые программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» (3,8 млрд. руб.) и «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации» (3,6 млрд. руб.); 1,1% - на федеральную целевую программу «Пожарная безопасность в Российской Федерации» (3,5 млрд. руб.).