Экономическая природа акцизов
Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизных сборов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным издержкам.
Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акцизной пошлины зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.
Алкоголь - необычный продукт. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог совершенно точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во всех культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.
Подтверждением этих слов является исследования, проведенные в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная политика государства по отношению к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората.
Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.
Обложение акцизными сборами (налогами) легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизных налогах»: «Ставки акцизных сборов (налогов) по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и приобретателя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…». Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.
Еще один пример использования акцизных налогов в протекционистских целях можно найти в Указе Президента от 18 января 1996 г. №64 «О взимании акцизных сборов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию РФ». После отмены на Украине акцизных сборов (налогов) с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при их вывозе в Российскую Федерацию сложилась такая ситуация, когда украинский продукт, поступая на российский рынок, становится в ценовом отношении более конкурентоспособным, чем его российский аналог, поскольку последний облагается акцизным сбором (налогом). Изменить ее можно было только через обложение украинских товаров при их ввозе на российскую территорию акцизной пошлиной по действующим ставкам импортных акцизных налогов.