Маркетинговый анализ
В 2006 году на Куйбышевском НПЗ произведено: автобензинов - 1,0 млн. т, дизельных топлив - 1,8 млн. т, мазута - 2,0 млн. т.
Завод обладает самыми высокими среди самарских НПЗ мощностями по каталитическому крекингу и риформингу.
В 1995 году работа установки каталитического крекинга 43-102/№ 2 была переведена с отечественного катализатора ЦЕОКАР на более эффективный импортный катализатор ЭМКАТ фирмы «Энгельхард» (США). На такой же катализатор в 1997 году была переведена установка 43-102/№ 3. Расход импортного катализатора в два раза меньше отечественного при одновременном увеличении отбора суммы светлых нефтепродуктов от сырья на 1,5-2,0 % и повышении октанового числа получаемого бензина на два пункта.
В том же 1995 году осуществлена реконструкция вакуумного блока на установке АВТ-4 с монтажом в вакуумной колонне К-5 насадки Зульцер. Данное мероприятие позволило увеличить на 4-5 % отбор вакуумного газойля - сырья для установок каталитического крекинга.
Ключевым событием для завода явилось строительство и ввод в эксплуатацию в 1997 году нового комплекса ЭЛОУ-АВТ-3, 5 (АВТ-5). Пуск этого комплекса позволил вывести из эксплуатации девять морально и физически устаревших установок ЭЛОУ-2, 4, 5, АВТ-1, 2, 3, 22/4, ГКУ, изношенность фондов которых составляла 95-97 %.
В 2001 г. на заводе выполнен ряд работ по реконструкции существующих мощностей. На катализатор R-56 переведена работа установок Л-35/11-1000 и Л-35/11-300 № 2. В этот же период проводились работы по перепрофилированию установки Л-35/11-300 № 1 на процесс изоселектоформинга с целью получения не ароматизированного высокооктанового компонента автомобильного бензина.
В ближайшие годы предусматривается реконструкция установок каталитического крекинга 43-103 № 1, 2, 3; перевод установок гидроочистки на процесс лёгкого гидрокрекинга.
Проводимая на Куйбышевском НПЗ модернизация излишних мощностей по гидроочистке на процесс лёгкого гидрокрекинга позволяет выпускать экологически чистое дизтопливо с содержанием серы 0,03 %, соответствующее европейскому стандарту качества.
В 2001 году на заводе организовано производство авиационного керосина ТС-1. Построена система очистки авиакеросина от меркаптановой серы с применением катализаторов. Проведена наладка установки первичной переработки нефти для получения необходимой для авиационного керосина фракции.
Крупнейшим перспективным проектом является строительство установки каталитического крекинга по технологии FCC, что позволит резко увеличить производство высокооктановых бензинов. Проект разрабатывается по технологии и при содействии фирмы «UOP» (США). После того, как установка будет введена в эксплуатацию, в 2006 году доля высокооктановых марок в объёме производства автомобильных бензинов возрастёт до 35-50 %.
В июне 2001 г. на Куйбышевском НПЗ была введена в эксплуатацию установка по первичной переработке нефти мощностью 6,0 млн. т/год. Пуск такой установки позволил заменить пять технически устаревших установок по первичной переработке нефти, построенных ещё в 1953-1967 гг.
Объём производства светлых нефтепродуктов (моторных топлив) за период с 2000 г. по 2002 г. стабильно находился в диапазоне от 2,8 до 3,2 млн. т/год (таблица 2-6).
Сводный рейтинг Куйбышевского НПЗ среди всех НПЗ России - 9 («ИнфоТЭК-Консалтинг», 2002 г.). По обобщённым оценкам из независимых источников, объём выпуска светлых нефтепродуктов в долгосрочной перспективе 2010-2015 гг. может составить около 3,7 млн. т/год (с учётом проводимых мероприятий по модернизации и реконструкции завода). Заявленный «ЮКОСом» прогноз объёма производства светлых нефтепродуктов Куйбышевским заводом примерно на 0,5 млн. т меньше - 3,2 млн. т/год (существующий уровень). Очевидно, это объясняется тем, что при стабильном на протяжении ряда лет объёме первичной переработки нефти (5,2-5,8 млн. т/год) упор в перспективе будет делаться на производство более качественных нефтепродуктов (высооктановых автобензинов, низкосернистых и экологически чистых дизтоплив) при сохранении суммарных объёмов выпуска. Таким образом, заявленный компанией объём производства светлых нефтепродуктов имеет высокую степень вероятности и может быть принят в качестве базового значения при прогнозировании объёмов производства по видам нефтепродуктов и распределении их на внутренний рынок и экспорт (в том числе - для сдачи на нефтепродуктопроводный транспорт для транспортировки к экспортным морским перевалочным терминалам).
ОАО «Новокуйбышевский НПЗ» (НК «ЮКОС»).
Введён в эксплуатацию в 1951 г.