Маркетинговый анализ
Таким образом, прогнозные оценки производства светлых нефтепродуктов по всем нефтеперерабатывающим предприятиям РФ составляют:
г. - 90-94 млн. т/год (в том числе: автобензин - 30,0 млн. т/год; дизтопливо - 57,0 млн. т/год; авиакеросин - 7,0 млн. т/год); 2010 г. - 108-111 млн. т/год (в том числе: автобензин - 33,0 млн. т/год; дизтопливо - 70,0 млн. т/год; авиакеросин - 8,0 млн. т/год);
г. - 120-123 млн. т/год (в том числе: автобензин - 36,0 млн. т/год; дизтопливо - 76,0 млн. т/год; авиакеросин - 11,0 млн. т/год).
Прогнозные значения по нефтеперерабатывающим предприятиям РФ, подключенным (в том числе предполагаемым к подключению) к сети нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефтепродукт»:
г. - 71,6 млн. т/год (в том числе: автобензин - 24,0 млн. т/год; дизтопливо - 42,3 млн. т/год; авиакеросин - 5,3 млн. т/год); l 2010 г. - 76,3 млн. т/год (в том числе: автобензин - 24,7 млн. т/год; дизтопливо - 45,0 млн. т/год; авиакеросин - 6,6 млн. т/год);
г. - 79,4 млн. т/год (в том числе: автобензин - 25,8 млн. т/год; дизтопливо - 46,9 млн. т/год; авиакеросин - 6,7 млн. т/год).
Прогноз объемов транспорта светлых нефтепродуктов (произведённых всеми нефтеперерабатывающими заводами РФ) различными видами транспорта, то есть прогноз спроса на транспортировку нефтепродуктов базируется на прогнозе внутреннего потребления нефтепродуктов субъектами Российской Федерации и прогнозе возможного и экономически эффективного объёма экспорта.
Общая потребность в транспортировке светлых нефтепродуктов на внутренний рынок обусловлена, в значительной степени, сложившимися транспортно-экономическими связями между субъектами (регионами) РФ и нефтеперерабатывающими заводами (т.е. нефтяными компаниями), а также совокупностью всех факторов, обуславливающих и влияющих на потребление моторных топлив в стране (количественные и качественные характеристики и параметры автомобильного парка, тенденции в преимущественном предпочтении и соотношении потребления того или иного вида топлива (по маркам и ассортименту), рост или снижение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства и, следовательно, изменение объёмов транспортного грузооборота и т.д.).
Общая потребность в транспортировке на экспорт определяется, в значительной степени, экономической целесообразностью и эффективностью экспорта по приоритетным направлениям (ключевым точкам выхода). При этом, как уже отмечалось выше, основные объёмы экспорта нефтепродуктов идут на рынки Европы. На экспортные потоки нефтепродуктов из России в европейские страны оказывают влияние, в основном, два фактора - объёмы потребления и жёсткие требования по спецификациям качества в этих странах. Если в части объёмов потребления на европейский рынок можно поставить до 35 млн.т нефтепродуктов, то жёсткие ограничения по содержанию серы в моторных топливах, действующие в странах Евросоюза, приводят к тому, что российские автобензин и дизтопливо экспортируются и реализуются как «полуфабрикаты».
При прогнозировании объёмов транспортировки светлых нефтепродуктов нефтепродуктопроводным транспортом на внутренний рынок (субъектам РФ) за основу берутся ретроспективные тенденции поставок, сформировавшиеся (исторически сложившиеся) направления грузопотоков от нефтеперерабатывающих заводов (подключенных к сети нефтепродуктопроводов) в регионы РФ, а также тенденции в изменении доли поставок нефтепродуктов в общем объёме поставок всеми видами транспорта (в том числе при использовании смешанных «трубопроводно-железнодорожных» схем снабжения через железнодорожные наливные пункты ОАО «АК «Транснефтепродукт»).
В настоящее время, в качестве одного из определяющих факторов, влияющих на направление потоков нефтепродуктов от НПЗ, является вертикально-интегрированная структура большинства российских нефтяных компаний. В этой связи, чётко прослеживается определяющая приоритетность перекачки нефтепродуктов тем субъектам (регионам) РФ, в которых нефтяные компании имеют собственные предприятия нефтепродуктообеспечения со сбытовыми сетями (подключенными к нефтепродуктопроводам нефтебазами, АЗС). Поэтому, не редки ситуации, когда большие объёмы нефтепродуктов перекачиваются на расстояния более значительные, чем это экономически оправдано и целесообразно. Продавать нефтепродукты выгодно в эффективном радиусе. В Европе он составляет около 50 км, в России - порядка 300 км. Далее добавленную стоимость может «съесть» транспорт (за пределами эффективного радиуса, заводская стоимость переработки убывает или полностью исчезает).
Другим определяющим фактором, опосредованно связанным с предыдущим, является потенциально доступная доля нефтепродуктопроводного транспорта (в том числе в смешанных «трубопроводно-железнодорожных» схемах) в общем объёме снабжения субъекта РФ, определяемая количеством подключенных к нефтепродуктопроводам объектов топливопроводящей сети нефтяной компании и их мощностями.