Маркетинговый анализ
Рисунок 2-3. Структура продукции НПЗ России в 2005 г.
Основные объёмы экспорта нефтепродуктов из России идут на рынки Европы. На экспортные потоки нефтепродуктов в Европу оказывают влияние, в первую очередь, два основных фактора - объёмы спроса (потребления) и жёсткие требования Евросоюза к качеству. По объёму потребления нефтепродуктов европейский рынок достаточно стабильный. Вместе с тем, за последние два-три года структура потребления существенно изменилась.
Пик спроса на автобензин в Европе прошёл в 1992-1993 годах. Европа постепенно переходит на автомобили с дизельным двигателем. Если 10 лет назад количество дизельных автомобилей составляло около 10 %, то сейчас - 43-45 %. При этом, спрос на дизельное топливо рос примерно на 3,5 % в год. Объём потребления рынков Западной и Восточной Европы составляет в настоящий момент около 290 млн. т дизельного топлива (в том числе около 35 млн. т импортного). Можно прогнозировать, что в ближайшие 10 лет спрос на дизельное топливо будет увеличиваться, а на бензин падать.
Вместе с тем, европейский рынок становится всё более конкурентным.
Суммарный уровень конверсии 120 суперсовременных европейских НПЗ составляет 25 %. Модернизация производства европейских заводов приводит к росту предложения. Возможности европейских НПЗ за два последних года превысили спрос. Некоторые НПЗ Северной Европы недавно завершили строительство установок каталитического крекинга для производства автобензина, но пик спроса на бензин миновал. Чтобы не прерывать технологический процесс, они вынуждены экспортировать свою продукцию, но рынок её сбыта весьма ограничен. Многие европейские заводы работают в убыток даже при незначительном снижении цен. Им предстоит или закрывать производство, или искать возможности для модернизации и снижения издержек. Как следствие, российским компаниям, стремящимся закрепиться в Европе, открываются некоторые возможности. Правда, придётся учитывать, что после реконструкции европейских НПЗ конкуренция между ними ещё более ужесточится. Для того, чтобы российским компаниям иметь возможность «играть» на европейском рынке, придётся нести дополнительные расходы для повышения качества своей продукции в соответствии с требованиями, установленным в данной конкретной стране.
В Евросоюзе четыре года назад содержание серы в бензине не должно было превышать 350 ррт. В 2000 году требования ужесточились до 150 ррт, а начиная с 2005 года, содержание серы не должно будет превышать 50 ррт. В то же время Швеция, Финляндия, Дания вводят новые стандарты опережающими темпами. Заводам этих стран приходилось инвестировать в соответствующие проекты, не дожидаясь 2005 года. Чтобы не лишать себя части доходов и сохранить ассортимент продукции, европейские НПЗ уже приступили к строительству новых установок для обессеривания. Аналогичная ситуация и по дизельному топливу.
Таким образом, жесткие ограничения содержания серы в дизтопливе и автобензине, действующие в странах ЕС, уже сегодня приводят к значительному дисконту на российские нефтепродукты по сравнению с европейскими аналогами. Дальнейшее ужесточение требований по сере в странах Евросоюза приведёт к дальнейшему понижению экспортной цены на российские нефтепродукты.
Новые тенденции рынка нефтепродуктов вынуждают российские нефтяные компании пересмотреть своё отношение к техническому и технологическому состоянию принадлежащих им НПЗ.
Потребление мазута в перспективе будет снижаться, поэтому о намерении увеличить глубину переработки нефти заявили практически уже все. Модернизация и коренная реконструкция предприятий нефтеперерабатывающей промышленности является приоритетным направлением «Энергетической стратегии». Глубина переработки нефти должна достигнуть 75 % к 2010 году и за следующее десятилетие выйти на уровень 80-85 %. При этом, объём производства моторных топлив может увеличиться до 110 млн. т в 2010 году и до 115 млн. т в следующее десятилетие (таблица 2-2).
Благодаря росту спроса на дизельное топливо в России и Европе следует ожидать увеличения объёмов его производства и приближения качества к европейским стандартам. Предполагается полное прекращение производства дизельного топлива с содержанием серы выше 0,2 % и рост потребления малосернистого дизельного топлива на 9 млн.т/год уже в 2005 году. К концу этого же периода производство мазута должно сократиться примерно на 40 %.
Задачи по реконструкции и модернизации НПЗ должны реализовываться за счёт опережающего строительства и модернизации таких технологических комплексов по углубленной переработке нефти и повышению качества продукции, как каталитический крекинг, гидрокрекинг, висбрекинг, коксование остатков и др., внедрения современных технологий по каталитическому риформированию бензинов, гидроочистке дизельных топлив и топлив для реактивных двигателей, изомеризации, алкилированию, гидродепарафинизации и деароматизации, получению кислородосодержащих высокооктановых добавок.