Обоснование уровня принятых тарифов
В соответствие с утвержденной Федеральной энергетической комиссией «Методикой расчета тарифов на услуги по транспортировке нефтепродуктов в системе магистральных нефтепродуктопроводов РФ» (Постановление ФЭК России от 16 октября 2002 г. №70-э/5) тарифы должны обеспечить покрытие экономически обоснованных затрат, образование чистой прибыли, необходимой для финансирования мероприятий по модернизации, техническому перевооружению, реконструкции, повышению надежности, экологической безопасности и сокращению аварийности объектов организаций нефтепродуктопроводного транспорта, решения задач социальной поддержки и социального развития и выплаты дивидендов по акциям в соответствии с действующим законодательством РФ.
При создании новых основных фондов прибыль должна обеспечивать погашение инвестиционного кредита, привлеченного для их создания, и процентов по нему.
Для расчета используются следующие переменные:
Ко - сумма кредита, полученного и использованного для сооружения основных производственных средств (ОПС), принятых в эксплуатацию, млн.USD;
i - годовая ставка возврата капитала, млн.USD;
m - срок строительства, мес;
п - срок возврата кредита, обусловленный кредитным договором, мес;
I - льготный период - время отсрочки по возврату кредитов, исчисляемое от ввода объектов в эксплуатацию до начала выплат возврата по кредитам, мес;- норма амортизации, %;
к - сумма части основного долга и процентов (в дальнейшем - «возврат кредита с процентами»), выплачиваемая на шаге j, млн.USD;
г - коэффициент реновации капитала, табулированный в зависимости от значений i и п, и
За время строительства проценты за кредит прибавляются к основной сумме долга (Кк) и размер долга возрастает по формуле сложных процессов:
Кк = Ко*(Ж)т
В то же время расчетный уровень тарифов нефтепродуктопровода «Кстово - Второво - Ярославль - Кириши - Приморск» должен обеспечить конкурентоспособность трубопровода, снизить транспортную составляющую нефтяных компаний - поставщиков светлых нефтепродуктов и, соответственно, создать предпосылки повышения эффективности продаж экспортной продукции.
Для определения уровня тарифа, обеспечивающего конкурентоспособность нефтепродуктопровода, выполнен анализ действующих тарифов на доставку светлых нефтепродуктов на морские перевалочные терминалы железнодорожным, трубопроводным и смешанным (трубопроводно-железнодорожным) транспортами в направлениях:
· Вентспилс;
· Таллинн;
· Клайпеда;
· Санкт-Петербург;
· Новороссийск;
· Одесса.
Выполненный анализ показывает, что нефтепродуктопроводные тарифы в направлении на Вентспилс для подавляющего большинства потенциальных поставщиков являются наименее затратными (исключительно с точки зрения о транспортной составляющей) по сравнению с другими альтернативными направлениями и могут быть приняты за основу при установлении тарифов на Приморск по проектируемому МНПП с небольшим снижением (порядка 5 %), учитывая увеличение дальности морских перевозок из Приморска.
Это позволит создать равные конкурентные условия в системе ОАО «АК Транснефтепродукт» и предотвратит возможные убытки системы в целом от перераспределения грузопотоков по трубопроводной сети в случае резкого снижения тарифов в направлении на Приморск.