Особенности организации финансов в сфере торговли
Специфика финансов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем:
- предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;
- в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т.д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т.е. непосредственно с реализацией продукции;
- торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;
- торговля не создает дополнительной потребительной стоимости. Стоимость увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения;
- выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля;
- финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров. Основными показателями торговой деятельности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;
- применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле [11; с. 154].
Издержки обращения в торговле представляют собой затраты общественного труда, выраженные в денежной форме и связаны с процессом движения товаров от мест производства до потребителя.
Издержки обращения отличаются от себестоимости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, т.к. предприятия торговли закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на их доведение до потребителя.
На предприятиях торговли за счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы:
- на оплату вознаграждений по итогам года и за выслугу лет;
- резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм;
- резерв на оплату отпусков;
- резерв на ремонт основных средств.
Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли:
- субъективные, непосредственно связанные с деятельностью предприятия - объем и структура товарооборота, использование собственного и заемного оборотного капитала, торговой площади, торгово-технического оборудования, транспортных средств, условия организации и оплаты труда работников и др.;
- объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование банковским кредитом, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др. [15; с. 137].
Предпринимательская деятельность в торговле связана с формированием и использованием основного и оборотного капитала, необходимого для продвижения, хранения и реализации товаров.
Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные для постоянного пользования: основные средства, нематериальные активы и финансовые вложения.
Основные средства торгового предприятия состоят из:
- активной части, включающей торговое оборудование, машины, транспортные средства и т.д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет 10%;
- пассивной части, включающей здания, помещения, сооружения и т.д., удельный вес которых составляет 80%.
Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплуатация, высокая производительность, экономичность и надежность. Затраты на воспроизводство основных средств производятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности.
Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения [12; с. 164].
Оборотные средства по степени планирования подразделяются на:
- нормируемые, включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов.
- ненормируемые, включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах (дебиторы).
В структуре оборотных средств предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90%), что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания:
1 2