Показатели эффективности деятельности торговых организаций
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей товарами и услугами.
Специфической чертой деятельности торговых организаций является то, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т.д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, то есть непосредственно с реализацией продукции.
Для предприятий торговли важно своевременно определить стратегию управления запасами и нормативный уровень запасов, позволяющие высвободить значительные оборотные средства, замороженные в неликвидных запасах, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности предприятия.
Управление запасами состоит в формировании такой структуры запасов, и определении такого порядка пополнения и расходования запасов, при которых затраты на их хранение будут минимальными, а прибыль от реализации товаров - максимальной.
Основным показателем, характеризующим эффективность деятельности торговых предприятий, является розничный оборот. Товарооборот представляет собой объем проданных товаров в денежном выражении за определенный период времени [14; с. 354].
Оборот (объем реализации) рассчитывается:
, где
Q - объем реализации (розничный оборот);
Zn - запасы товаров на начало периода;
P - поступление товаров;
V - прочее выбытие товаров;
Zk - запасы товаров на конец периода.
Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем оборота [15; с. 176].
Для оценки влияния эффективности использования товарных ресурсов на оборот применяется модель зависимости розничного оборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:
, где
Коб - коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов товарных запасов за данный период;
- средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической
Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж [12; с. 155].
На объем оборота влияют трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда:
, где
- среднесписочная численность работников;
В - выработка (товарооборот на одного работника).
Объем товарооборота может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количества рабочих дней ТР, продолжительности рабочего дня tсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч [14; с. 356]:
Так же для оценки товарооборота используют показатели эффективности использования основных средств:
выработка (размер товарооборота) на 1 м2 товарной площади - Н: