Показатели эффективности деятельности торговых организаций
Уровень любого показателя в торговле может быть представлен как отношение соответствующего показателя к розничному обороту. Уровень валового дохода является для торговли показателем цены, варьируя которым предприятие может влиять на объем спроса, выбирая тем самым оптимальное сочетание цены и спроса, и добиваясь наибольшего объема валового дохода.
Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования [7; с. 242].
Прибыль подразделяется на прибыль от реализации товаров, балансовую прибыль и чистую прибыль. По нашему мнению для оценки эффективности деятельности отрасли розничной торговли наиболее целесообразным является исчисление прибыли от реализации товаров, так как именно реализация является основным видом деятельности таких предприятий и отражает их результативность [12; с. 164].
Прибыль от реализации товаров определяется следующим образом:
, где
Пр - прибыль от реализации товаров;
Прибыль от реализации товаров можно определить и так:
, где
А - акцизы;
Но - налоги и другие налоговые обязательства.
В процессе анализа следует определить показатель рентабельности продаж. Уровень рентабельности торговых предприятий на практике обычно определяют отношением прибыли от реализации к выручке от реализации товаров:
, где
РП - рентабельность продаж.
Таким образом, анализ эффективности деятельности предприятий торговли должен сопровождаться изучением динамики и факторным анализом таких показателей как розничный оборот, затраты, оборачиваемость товарных запасов, валовой доход, прибыль от реализации товаров, а также рентабельность продаж [7; с. 243].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.
В условиях рыночной экономики весьма важна эффективность управления финансовыми ресурсами. От того, насколько они своевременно и целесообразно трансформируются в основные и оборотные средства, покрывают текущие обязательства перед поставщиками, персоналом, государством, зависит финансовая состоятельность каждого предприятия.
Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей товарами и услугами.
Специфика финансов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем:
- предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;
- в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т.д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т.е. непосредственно с реализацией продукции;
- торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;