Анализ реформирования НДС в Российской федерации
Структура Налогового кодекса соответствует эффективным зарубежным аналогам: налоговое законодательство содержит определение налогоплательщика, объекта налогообложения и налоговой базы, места реализации товаров и услуг, в нем определены освобождения от налогообложения и товары, работы, услуги, реализация которых облагается по различным ставкам, и т.д. [35].
Принимая во внимание тот факт, что налоговая реформа продолжается, следует подвести ее промежуточные итоги, прежде всего с точки зрения их воздействия на эффективность российской налоговой системы.
Были законодательно закреплены понятия нулевой ставки и порядок возмещения уплаченного поставщикам налога при налогообложении по нулевой ставке. В частности, в законодательстве были установлены перечень документов, необходимых для представления в налоговые органы для получения права на применение нулевой ставки, а также права и обязанности налоговых органов, связанные с возмещением НДС при налогообложении по нулевой ставке.
С принятием главы 21 Налогового кодекса был изменен подход к определению налогоплательщиков. Налогоплательщиками стали считаться все лица, ведущие хозяйственную деятельность, осуществляющие операции по реализации товаров, работ, услуг, включая индивидуальных предпринимателей. При этом согласно международной практике для налогоплательщиков была предусмотрена возможность прекращения исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость в случае, если выручка от реализации товаров, работ, услуг, составляет менее установленного порога.
Необходимо отметить, что, с одной стороны, предоставление возможности любому лицу, имеющему право на занятие предпринимательской деятельностью, при соблюдении определенных условий выходить из режима плательщика НДС является несомненным положительным результатом проведенной налоговой реформы. С другой стороны, во многих странах с развитой системой НДС используется механизм добровольной регистрации плательщиков НДС, который позволяет еще более эффективно построить налоговое администрирование в условиях достаточно низких издержек для налогоплательщиков.
С принятием главы 21 Налогового кодекса был сокращен перечень товаров, работ, услуг, реализация которых подлежит освобождению от уплаты НДС. В настоящее время перечень товаров, работ, услуг,, освобожденных от налогообложения, соответствует международным нормам, в том числе требованиям VI Директивы ЕС в большей степени, чем это было до проведения налоговой реформы.
Однако по-прежнему законодательство в отдельных случаях предусматривает освобождение от налогообложения, предоставляемое не категориям товаров, работ, услуг, как это принято в международной практике, а категориям налогоплательщиков, - например, продукции, производимой предприятиями инвалидов. Помимо ставки 0%, российский НДС взимается по двум ставкам - 18% и 10%. При этом необходимо отметить, что в ходе проведения налоговой реформы 2000 г. ставки налога на добавленную стоимость были сохранены без изменений, снижение основной ставки налога с 20 до 18% было осуществлено с 1 января 2004 г., вместе с отменой налога с продаж. Следует отметить, что некоторые освобождения от налогообложения, существовавшие с момента принятия второй части Налогового кодекса, были преобразованы в налоговую льготу в виде пониженной налоговой ставки, например, при реализации газет и книжной продукции, лекарственных средств. С одной стороны, отказ от такого освобождения приводит к начислению налогов применительно к реализации соответствующих товаров. С другой - применение льготной ставки на реализацию продукции одновременно с применением стандартной ставки к закупаемым материальным ресурсам может приводить к необходимости получения возмещения налога из бюджета.
С 1 июля 2001 г. был осуществлен переход от взимания налога по принципу страны происхождения к взиманию налога по принципу страны назначения во взаимоотношениях со странами - участниками СНГ (кроме Белоруссии). Де-факто переход к налогообложению НДС по ставкам страны назначения со странами СНГ начался несколько ранее - вместе с процессом заключения соглашений о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле. В результате Налоговым кодексом было закреплено положение "о взимании НДС по ставкам страны назначения во взаимоотношениях со странами СНГ по всем товарам, за исключением нефти и природного газа". Законом от 18 августа 2004 г. № 102-ФЗ использование принципа страны происхождения для поставок нефти и природного газа в страны СНГ было отменено начиная с 1 января 2005 г. Необходимо отметить, что переход на принцип страны назначения при взимании косвенных налогов во взаимной торговле с точки зрения бюджетной эффективности более выгоден той стороне, которая является нетто-импортером в двусторонних отношениях, так как позволяет обложить налогом импорт и получить бюджетные доходы, превышающие потери от применения нулевой ставки к экспорту товаров. При этом, несмотря на то обстоятельство, что Российская Федерация является нетто-экспортером по отношению к большинству стран СНГ, переход к принципу страны назначения при взимании косвенных налогов являлся во многом неизбежным с точки зрения международного права.
1 2