Тарифы на медицинские услуги как элемент финансовой системы
Цена (тариф) - важнейший элемент рыночных отношений. Однако цены широко используются и в нерыночных сферах Но экономическое их содержание в этом случае иное. Они выступают, по сути, своего рода нормативами, а не гибкими автоматическими регуляторами экономики.
В настоящее время в здравоохранении параллельно существуют два сектора - рыночный (коммерческое здравоохранение, предпринимательская деятельность бюджетных медицинских учреждений) и нерыночный или частично рыночный (муниципальные и государственные ЛПУ, финансируемые из бюджета или работающие в системе обязательного медицинского страхования) Соответственно, действуют два принципа ценообразования:
1. Рыночный, основанный на спросе и предложении;
2. Расчетный, основанный на себестоимости оказания услуг (уровне затрат).
Вообще, ценообразование является одной из сложнейших проблем при оказании платных услуг государственными, муниципальными учреждениями. Это находит отражение в большом расхождении во взглядах на ценообразование - отсутствуют единые подходы к ценообразованию даже на одни и те же виды услуг, - имеющиеся методики зачастую основываются на взаимоисключающих принципах.
Ценообразование при оказании платных услуг предполагает возможность перехода от затратного метода формирования тарифов (по фактическим расходам) и переход на формирование тарифов по нормативам, стандартам и т. д.
Другими словами, при формировании цен на платные услуги появляется возможность закладывать в тарифы не те затраты, которые отражали бы скудное бюджетное финансирование ЛПУ, а научно обоснованный размер финансирования здравоохранения по конкретным статьям. В частности это касается увеличения затрат по приобретение оборудования - статьи, жизненно необходимой для современного здравоохранения, но страдавшей в условиях бюджетного дефицита в первую очередь.
Учет этой статьи осуществляется через экономическую категорию амортизации, которая не используется при финансировании из бюджета или ОМС - это является другой важнейшей особенностью ценообразования при оказании платных услуг.
Вообще говоря - какой-либо единой и универсальной методики ценообразования, идеальной системы расчета цен попросту не существует.
Нельзя говорить о методике ценообразования абстрактно, безотносительно к конкретным условиям. Цены (тарифы) представляют собой важнейший элемент финансирования и поэтому должны вписываться в общую финансовую систему. Так, включение или невключение в тарифы тех или иных видов затрат определяется не отвлеченным понятием целесообразности, а тем, каковы источники финансирования медицинских учреждений по этим видам затрат: должны ли они заработать эти средства через цены за пролеченных больных или они выделяются целевым назначением и т. д. При оказании платных услуг это особенно актуально.
Во-первых, нередко речь идет о тарифах, фактически выполняющих роль доплат, когда платные услуги призваны компенсировать недостаток или отсутствие финансирования по тем или иным статьям.
Во-вторых, необходимо иметь в виду ситуации, когда государственные или муниципальные медицинские учреждения имеют возможность при оказании платных услуг использовать часть бюджетных ресурсов. Тогда они либо незаслуженно присваивают их в виде прибыли, реальным источником которой служат невозмещенные в бюджет средства, либо имеют возможность устанавливать тарифы на более низком уровне по сравнению со средним рыночным уровнем, выигрывая тем самым у конкурентов. В этом случае за счет снижения цен выигрывают и сами пациенты (причем, если платные услуги установлены правомерно, то этот выигрыш пациентов оказывается неправомерным - они оплачивают не полную сумму) В проигрыше же оказываются бюджет и учреждения, пытающиеся работать по правилам и возмещать через цены все затраты на оказание платных медицинских услуг.
Необходимо отметить, что рыночный характер установления цен на платные услуги учреждений здравоохранения не отрицает необходимости рассмотрения принципов ценообразования, особенностей учета конкретных статей, способов включения различных составляющих в тарифы применительно к конкретным условиям и поставленным задачам.
1 2