Меры по увеличению доходной части бюджета Новгородской области
Во-вторых, формирование региональных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.
В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.
В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.
В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы, на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы путем внедрения целевых программ финансирования.
В-шестых, региональные и местные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе.
Значение бюджетов субъектов РФ заключается также и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.
Рассмотрев социально-экономическую характеристику и бюджет Новгородской области можно сделать следующие выводы.
Социально-экономическая ситуация в области за период 2009 -2011 год характеризуется сохранением позитивной направленности ряда основных социально-экономических показателей. К их числу можно отнести положительную динамику развития производства в большинстве секторов экономики; увеличение объемов отгруженной продукции промышленных предприятий; увеличение оборота розничной торговли и общественного питания, объема платных услуг населению; рост реальных доходов населения; сокращение численности безработных.
Основной удельный вес в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов - налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц и других. Установлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов и налогов со статусом федеральных. Анализ показал низкую степень развития неналоговых поступлений в бюджет региона, которые при эффективном использовании такой составляющей, как доходы от имущества, находящегося в областной собственности, могут служить резервом роста собственных доходов бюджета. Среди безвозмездных перечислений преобладают субсидии, в целом доля перечислений увеличилась.
Расходная часть бюджета Новгородской области имеет тенденцию к увеличению. Несомненно, это положительная тенденция, но она требует поиска новых источников доходной части бюджета области.
Также положительная тенденция увеличение и стабильное состояние приоритетных разделов бюджета. Но необходимо дальнейшее совершенствование расходной части бюджета области, в частности увеличение доли расходов бюджета по таким разделам как «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Охрана окружающей среды», «Культура».
Таким образом, были предложены следующие меры для совершенствования бюджета Новгородской области:
для оптимизации расходной части:
совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств;
совершенствование долговой политики;
совершенствование механизма оценки эффективности предоставления налоговых льгот;