Организация ипотечной сделки
Проведение ипотечной сделки становится возможным только при условии, что заемщиком собран полный пакет документов, эти документы рассмотрены и по ним получено одобрение кредитной организации. Процесс оформления ипотечной сделки обычно происходит в помещении кредитной организации, которая выдает кредит.
Главным документом, который подписывается в процессе получения ипотечного кредита, конечно же, является кредитный договор. Но поскольку ипотечный кредит выдается под залог недвижимого имущества, не менее важными документами будут договоры купли-продажи и ипотеки. В случае получения ипотечного кредита под залог имеющейся недвижимости на любые цели договор купли-продажи будет отсутствовать, т.к. в этом случае недвижимость не будет покупаться. При подписании договора купли-продажи и ипотеки присутствует представитель кредитной организации - банка, а также заемщик, который и подписывает эти бумаги.
Обычно до начала сделки или в процессе оформления ипотечной сделки заемщик заключает договор страхования. Большинство ипотечных программ предлагают страховать не только объект, а еще и жизнь и трудоспособность заемщика, в некоторых случаях предлагается страховать и титул. Поэтому заемщики обычно страхуют предусмотренные ипотечной программой виды рисков.
При участии в ипотечной сделке поручителей с ними подписывается отдельный договор. По условиям такого договора, если заемщик не выполнит условия кредитного договора, кредитная организация может потребовать исполнения обязательств заемщика поручителем. Возможность возникновения такой ситуации является основным риском поручителя. Поручителями могут выступать не только физические, но и юридические лица (в таком случае при оформлении ипотечной сделки должен присутствовать представитель компании).
Обычно по ипотечным сделкам предлагается использовать стандартные формы договоров, однако все эти формы предусматривают отдельные пункты, куда могут быть включены какие-либо особенности или особые условия ипотечной сделки. Разумеется, кардинально изменить эти формы кредитная организация не позволит, но всегда можно найти компромисс.
Первым документом, который подписывается, является кредитный договор, поскольку полученные в результате его подписания денежные средства послужат для расплаты с продавцом. Если по ипотечной сделке приобретается уже построенная квартира, то подписывается договор купли-продажи и ипотеки, если приобретаемая квартира еще не построена - подписывается договор залога имущественных прав на строящийся объект недвижимости. Бывает, что кредит получается под залог имеющейся недвижимости, в этом случае подписывается отдельный договор - договор ипотеки.
После подписания основных документов по ипотечной сделке заемщику открывается текущий счет. Банк зачисляет сумму кредита на счет заемщика. После этого действия могут немного различаться, все зависит от договоренности сторон. Но результатом этих действий будет организация процесса взаиморасчетов между заемщиком (покупателем) и продавцом.
После организации взаиморасчетов по ипотечной сделке документы отправляются на государственную регистрацию. Это действие является обязательным в силу закона, и избежать его не получится. Также необходимо помнить и о необходимом комплекте документов для регистрации, а значит они должны быть составлены в необходимом для регистрации количестве экземпляров. После того как документы будут оформлены, они подаются на государственную регистрацию, причем подача может осуществляться как самими участниками сделки, так и их представителями в лице риэлторов или иных специалистов, оказывающих такие услуги.
1 2