Нормативно-правовая база венчурного финансирования в России
Первое упоминание о "венчурном" способе финансирования российского бизнеса появилось в официальном документе "Основные направления развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) в научно-технической сфере на 2000-2005 годы", одобренном 27 декабря 1999 года Правительственной комиссией по научно-инновационной политике.
марта 2000 года вышло Распоряжение Правительства Российской Федерации о принятии предложения Миннауки России, согласованного с Минэкономики России, Минфином России, Минобразования России и Минюстом России, об учреждении Венчурного Инновационного Фонда (ВИФ) - некоммерческой организации, созданной для формирования организационного структуры системы венчурного инвестирования в высокорисковые инновационные проекты.
Проведенное изучение особенностей юридического оформления венчурной деятельности в различных странах позволяет сделать следующие предварительные выводы:
1. Ни в одной законодательной системе стран с развитыми рыночными экономиками не существует отдельного "Закона о венчурной деятельности". Этот способ финансирования осуществляется в рамках общих юридических норм и использует действующие юридические и организационные формы и схемы, регулируемые основными положениями и актами о формах и правилах корпоративной и инвестиционной деятельности.
2. В странах с развивающимися и переходными экономиками специальные законы, регламентирующие венчурную деятельность, приняты в Венгрии и Индии. Разработка аналогичного закона ведется в Китае. Однако, как свидетельствует опыт Венгрии, со времени принятия в 1998 году "Закона о венчурной деятельности", вследствие крайне усложненной регламентации и избыточной обязательности его, в этой стране был зарегистрирован всего лишь единственный небольшой венчурный фонд, основанный частным лицом.
3. В большинстве развитых стран Запада законодательные акты, так или иначе касающиеся формы и способов венчурного финансирования, принимаются с целью стимулирования данного вида деятельности через предоставление разного рода налоговых льгот, отсрочек и послаблений инвесторам и инвестируемым компаниям, занятым преимущественно в сфере высоких технологий. В том случае, когда та или иная национальная система налогообложения венчурных институтов является прозрачной и стимулирующей, эти институты регистрируются в качестве резидентов.
4. Основной целью при проектировании поощряющего налогового режима для венчурной индустрии является перенос налогового бремени с инвестируемых компаний на инвесторов, но при этом сами фонды и инвесторы также не должны быть объектами избыточного налогообложения в местах создания венчурных институтов, равно как и в местах, где сами инвесторы и инвестируемые компании являются резидентами. Проблема стимулирующего налогообложения венчурных институтов приобретает особую актуальность в связи с наметившейся в последние несколько лет тенденцией формирования международных и пан-европейских "фондов", инвестирующих в отраслевые и национальные фонды на развитых и развивающихся рынках.
5. Государственное участие в различных схемах, предусматривающих смешанное бюджетно-частное финансирование малых и средних развивающихся компаний, законодательно регламентируется во всех без исключения развитых странах Запада. Государство при этом выступает на равных с частными инвесторами, признавая для себя возможность риска потери инвестиций. Необходимость разработки государственного правового обеспечения смешанного венчурного финансирования обуславливается тем, что во всех без исключения структурах такого типа управление осуществляется профессионалами - частными лицами и компаниями; государственное присутствие в таких структурах выражается в делегировании представителя государства в Советах Директоров или Консультативных Советах.
Основными принципами, закладываемыми в законодательные акты, регламентирующие венчурную деятельность в различных странах, являются следующие:
1 Отсутствие мелочной регламентации.
2 Ориентация на малые и средние предприятия.
3 Предоставление и использование капитала для развития перспективных компаний и технологий.
4 Предоставление налоговых льгот и преференций, стимулирующих венчурные вложения и привлечение средств в венчурные институты.
5 Ограничение деятельности венчурных институтов рамками основной деятельности.