Нормативно-правовая база венчурного финансирования в России
Cогласно классификации и терминологии, предложенных специалистами ФКЦБ РФ, "венчурные" (особо рисковые) фонды относятся к категории "закрытых паевых инвестиционных фондов". В данном Постановлении определены государственные требования к составу и структуре активов венчурных фондов. В нем также регламентируются обязанности управляющей компании уведомлять акционеров (владельцев) об изменении стоимости активов венчурного фонда и устранять выявившиеся несоответствия между реальной и нормативными структурами активов "мерами, в наибольшей степени отвечающими интересам акционеров акционерного инвестиционного фонда и владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, в течение 1 года со дня, когда указанное несоответствие было или должно было быть обнаружено".
Помимо этого, в Постановлении также приведена примерная структура активов, которыми может располагать фонд, по категориям и долевым соотношениям.
Следует сказать, что "ни в одной законодательной системе стран с развитыми рыночными отношениями не существует отдельного "Закона о венчурной деятельности". Этот способ финансирования осуществляется в рамках общих юридических норм и использует действующие юридические и организационные формы и схемы, регулируемые, как правило, основными положениями и актами о формах и правилах корпоративной и инвестиционной деятельности".
Оставив перспективы законотворчества в России в стороне, заметим, что по состоянию на 2006 год ни один из действующих в России фондов не являлся российским резидентом - такая ситуация "игнорирования национальных законодательных норм" в отношении ВФ, отмечавшаяся в свое время в некоторых "среднеразвитых" странах, повторилась и в России. Впрочем, как и в случае с иными инвестиционными организациями, оформление ВФ в виде оффшора является наиболее естественным, особенно с учетом того, что все большее число состоятельных российских бизнесменов репатриируют свои капиталы обратно в Россию именно с использованием оффшорных компаний, в том числе и венчурных фондов.
До сих пор не решены вопросы налогообложения закрытых фондов в отношении НДС и налога на имущество. С одной стороны, ЗПИФН, как имущественный комплекс без образования юридического лица не должен облагаться налогом, с другой - ему принадлежит недвижимость. Из средств закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости может быть уплачен только НДС, уплата налога на имущество и земельного налога возложена на пайщиков. Уплата данного налога производится управляющей компанией из средств ПИФа, в то время как уплата налога на имущество возложена, согласно статье 378 НК РФ, на пайщика. Однако уплата НДС сопряжена с рядом сложностей, в первую очередь, связанных с несовершенством законодательства. Одна из проблем заключается в том, что законодательством не предусмотрен раздельный налоговый учет по операциям самой управляющей компании и по операциям ее фондов. Также возникает серьезный вопрос с биржевым обращением паев. Неопределенность связана с вопросом регистрации и перерегистрации прав собственности при операциях купли-продажи паев на бирже.