Бюджетная политика РФ
Бюджетная политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.
Бюджетная политика предполагает:
• определение целей и задач в области бюджетов;
• разработку механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и внебюджетные фонды разных уровней бюджетной системы;
• выбор направлений использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
• управление бюджетным процессом;
• организацию регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.
В условиях реформирования экономики и сфер общественной жизни бюджетная политика, являясь частью финансовой политики, должна обеспечить:
§ законодательное разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления в вопросах всего цикла бюджетного процесса;
§ реализацию прав самостоятельно принимать каждым органом власти на соответствующем уровне решения о направлениях и объемах использования бюджетных средств;
§ бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирования поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;
§ сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы путем согласования между звеньями бюджетной системы принципов, методов, показателей и нормативов перераспределения бюджетных средств;
§ контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на социально-экономическое развитие на любом уровне бюджетной системы.
Бюджетная политика главным образом проявляется в процессе реализации работ по мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и их использовании в ходе бюджетного процесса.
Бюджетная политика государства ежегодно определяется и корректируется в послании Президента РФ Правительству РФ и Федеральному Собранию РФ. На территориальном уровне бюджетная политика определяется решениями глав администраций и президентами территориальных образований.
Бюджетная политика непосредственно реализуется в деятельности финансовых, налоговых, кредитно-счетных органах соответствующих структур органов власти всех уровней бюджетной системы.
К таким органам относятся:
• органы представительной и исполнительной власти;
• финансовые и налоговые органы;
• органы денежно-кредитного регулирования и органы финансового контроля;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти всех уровней рассматривают, регулируют и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти всех уровней осуществляют бюджетное планирование, составление проектов бюджетов и их внесение на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов в соответствии с функциональной и ведомственной бюджетной классификацией.
Правительство РФ совместно с Центральным Банком РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе РФ основные направления бюджетной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов и счета территориальных бюджетов.
Главным распорядителем бюджетных средств является первый получатель бюджетных средств, который имеет право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Главный распорядитель готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям и получателям средств, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной сметы, осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств.