Бюджетная политика РФ
Как видно из таблицы 2. в докризисном периоде (с 2005 по 2008г) доходы федерального бюджета превышали расходы, т.е. был стабильный профицит бюджета, хотя и с тенденцией его номинального снижения. Так в 2005г. профицит бюджета составил 7,5% к ВВП, в 2006г. - 7,4% к ВВп, в 2007г. - 5,4 % к ВВП, в 2008г.- 4,1% к ВВП.
Главной задачей федерального бюджета на 2005 год было поддержание общей макроэкономической стабильности, реализация реформ в секторе государственного управления, создание благоприятных условий для реального сектора экономики.
В результате анализа состояния бюджетной системы в течение ряда последних лет были выявлены наиболее значимые проблемы в функционировании бюджетного механизма. В числе первоочередных проблем, которые необходимо было разрешить, стояли следующие:
• сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;
• оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;
• обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;
• усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;
• повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;
• перейти на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней;
• усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;
• оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.
Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что накопления и активы работают в интересах развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами и общество знает, на что расходуются переданные им государству средства в виде налогов и других платежей. Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому счету Федерального казначейства РФ, что обеспечит централизацию всех средств бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.
Усовершенствовать законодательную базу и определить механизм регулирования доходов и расходов по уровням бюджетной системы означает, что необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков денежных средств путем изъятия доходов, создаваемых в территориальных образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в интересах покрытия дефицитов нижестоящих бюджетов.
Оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теоретических положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.
А теперь рассмотрим основные характеристики федерального бюджета на 2010г и плановый период 2011-2012гг.