Бюджетная политика РФ
Сейчас же (в посткризисный период 2010-2012 гг.) предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17% к ВВП в 2009 г. до 15,7% в 2010 и 2011 гг., с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. Учитывая значительное снижение доходов федерального бюджета по сравнению с объемами доходов в 2008 г. и необходимость поддержания финансовой стабильности, планируется снижение объема расходов федерального бюджета с 25,9 % к ВВП в 2009 г. до 18,5% к ВВП в 2012 г. При этом прогнозируемый объем расходов должен обеспечить исполнение принятых социальных и иных первоочередных расходных обязательств Российской Федерации.
Таким образом, в 2010-2012 гг. сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, т.е. планируется дефицит федерального бюджета с последовательным его снижением с 8,9 % к ВВП в 2009 г. до 3,0% к ВВП в 2012 г.
Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 г. являются средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в 2011-2012 гг. - иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (см. прил. табл.3.).
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2009г. (более 80%) и нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2012гг. в полном объеме на покрытие расходов, поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния не планируются, в связи с чем средства Резервного фонда будут практически исчерпаны в 2010г, а объем средств Фонда национального благосостояния снизится с 2,6 трлн. рублей на начало 2009г. до 0,9 трлн. рублей на конец 2012г. (см. прил. табл. 4).
Для сохранения бюджетных резервов в форме средств Фонда национального благосостояния в 2010-2012 гг. повышается доля государственных заимствований в финансировании дефицита федерального бюджета. В 2009 году на срок до 1 января 2013 г. приостановлена норма Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающая общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета одним процентом прогнозируемого ВВП. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета общий объем иных источников финансирования дефицита федерального бюджета составит в 2010 г. 2,0 % к ВВП, в 2011 г. - 2,7% к ВВП, в 2012 г. - 1,6 % к ВВП. Структура иных источников финансирования дефицита федерального бюджета представлена в таблице 5 (см. прил.).