Пути повышения рентабельности ОАО «КАМАЗ»
Как видно из проведённых выше анализов показатели рентабельности ОАО «КАМАЗ» за рассматриваемый нами период снизились. В основном это обусловлено резким снижением прибыли за период с 4 820 млн. руб. до убытка в размере 4 174 млн. руб. Несмотря на то, что себестоимость за период снизилась в размере 23 863млн. руб. (с 76 293 млн. руб. в 2007 г. до 52 430 млн. руб.). Таким образом, одним из предложений повышения рентабельности является повышение прибыли при сдерживании себестоимости продукции на приемлемом для компании уровне.
Определим за счет каких факторов можно повысить прибыль предприятия и удержать несоразмерный рост себестоимости продукции в будущем.
) Пересмотр инвестиционной программы в сторону сокращения, и поддержание тех инвестиционных проектов, от которых ожидается наибольшая отдача и благодаря которым возможно повышение конкурентоспособности ОАО «КАМАЗ».
К их числу относится: во-первых, создание производства 4-х и 6-ти цилиндровых двигателей рабочим объёмом от 4,0 до 7,0 литров фирмы Cummins;
во-вторых, создание производства широкого модельного ряда механических и автоматизированных КПП для грузовых автомобилей фирмы ZF;
в-третьих, создание семейства грузовых автомобилей нового поколения, в частности создание нового семейства кабин, мостов и 12-литровых двигателей «Евро-5».
Наконец, речь идет о создании перспективного семейства полноприводных многофункциональных автомобилей. Выбор именно этих направлений продиктован спросом на машиностроительном рынке, а также перспективностью данных «ниш» автомобилестроения.
) Лоббирование дополнительных программ государственных закупок автомобильной техники в тяжелый для отрасли послекризисный период, т.е. процесс по продвижению интересов ОАО «КАМАЗ» в органы государственной власти с целью выделение бюджетных средств, как это было сделано в кризисные годы (в 2009 г. на приобретение продукции КАМАЗа было потрачено 13,92 млрд.руб.). А также продлении срока действия повышенных ставок ввозных таможенных пошлин на коммерческие автомобили с их последующим закреплением в единой товарной номенклатуре Таможенного Союза.
Эти две меры смогут в некоторой степени простимулировать падение спроса на продукцию автомобильного гиганта и позволят ему выдержать натиск со стороны зарубежных конкурентов.
Также немаловажное влияние на финансово-экономическое состояние предприятий могут оказать и другие меры государственной поддержки: предоставление государственных гарантий, субсидирование процентных ставок по кредитам на экспорт
продукции.
) Повышение активности продаж на свободном рынке за счет проведения всевозможных агитационных компаний, акций и участия акционерного общества в технологических выставках. Проведения дисконтных акций постоянным корпоративным клиентам компании. Все это будет способствовать повышению спроса, также стоит наращивать объемы чистой прибыли за счет реализации услуг по оказанию ремонта, дальнейшему обслуживанию и наладке уже приобретенного оборудования и машин. Что является на сегодняшний день более приемлемым для пользователей продукции ОАО «КАМАЗ», в силу их несостоятельности по приобретение более новых моделей.
Далее будут перечислены методы, на которые ОАО «КАМАЗ» стоит ориентироваться с целью удержания себестоимости на приемлемом для компании уровне.
) Производство грузовых автомобилей является материалоемким, удельный вес материальных затрат в структуре затрат занимает 82,1%, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию даст крупный эффект.
Такой экономии на используемых ресурсах можно достигнуть за счет подписания контрактов с поставщиками на более выгодных для нашей компании условиях, т.к. поиск новых поставщиков в нашем случае не рассматривается как приоритетный способ экономии на сырье и материалах, поскольку у ОАО «КАМАЗ» сложились долгие и прочные отношения со своими поставщиками. Возможно экономия на некоторых отделочных материалах салона, но без существенного снижения качества.
Таким образом, при условии осуществления данных мероприятий: снижение затрат на материалы (на 1 988,87 млн. руб.) и затрат на оплату труда (на 750,62 млн. руб.), себестоимость снизится до уровня 49 500,33 млн. руб. (Таблица 4)
Таблица 4
Расходы по элементам затрат
Показатель |
За отчетный год |
Прогнозируемое значение |
Наименование | ||
1 |
2 |
3 |
Материальные затраты |
43 045,19 |
41 056,32 |
Затраты на оплату труда |
2 878,42 |
2 127,80 |
Отчисления на социальные нужды |
744,51 |
554,11 |
Амортизация |
1 347,48 |
1 347,48 |
Прочие затраты |
4 414,62 |
4 414,62 |
Итого по элементам затрат, млн.руб. |
52 430,2 |
49 500,33 |