Содержание и виды налоговых рисков
Можно сказать, что общепризнанным определением "риска" в теории управления является его характеристика как "уровня неопределенности в предсказании результата". Это означает, что под риском подразумевается не опасность, а определенный уровень энтропии, с которой можно спрогнозировать результат.
Под "энтропией" понимают величину, характеризующую степень неопределенности системы, меру неопределенности состояния или поведения системы в данных условиях.
Для установления уровня неопределенности необходимо наличие релевантной информации, которая позволяет объективно оценить вероятность ожидаемого результата. Степень выявления объективного характера вероятности возрастает, когда ее определяют математическими методами или на базе статистического анализа накопленного опыта. В условиях риска вероятность результата от реализации какого-нибудь решения можно определить с известной достоверностью.
Риск в своем развитии проходит несколько стадий, а именно:
) зарождение рисковой ситуации;
) появление фактического риска (на данной стадии осуществляется управление текущей ситуации);
) итоговый результат.
Налоговый риск по своему характеру является энтропийным, то есть может иметь разные исходы. Однако вероятность ожидаемого результата можно установить, поскольку способы получения релевантной информации позволяют объективно рассчитать риск. На сегодня накоплен огромный массив данных, позволяющих получить представление о механизме исчисления и взимания налогов и сборов, правоприменительной практике и противоречиях в налоговом законодательстве. Причем благодаря регулярной систематизации накапливаемой информации о налоговой системе, о налоговой политике государства повышается оценка вероятности риска и повышается достоверность результата.
Налоговый риск можно рассматривать с экономической и правовой точек зрения. Это обусловлено природой самого налога, который, как известно, является одновременно и экономическим, и правовым феноменом. Из-за имеющихся противоречий в налоговом законодательстве действия налогоплательщиков могут трактоваться уполномоченными государственными органами как неправомерные - в результате для первых может возникнуть опасность непредвиденных потерь ожидаемого дохода или имущества. Так, налоговики при проверке могут признать какую-либо операцию или сделку облагаемой налогом или признать их недействительными с последующим вполне возможным неблагоприятным исходом для налогоплательщиков. Вместе с тем и государство может оказаться в ситуации, когда оно может недополучить налоговые платежи в бюджет или государственные внебюджетные фонды из-за неясностей в налоговом законодательстве [18].
Основными характеристиками налогового риска являются:
• связан с неопределенностью экономической и правовой информации;
• является неотъемлемой составляющей финансового риска;
• распространяется на участников налоговых правоотношений (ст. 9 НК РФ) [1]: налогоплательщиков, налоговых агентов и других субъектов, представляющих интересы государства;
• имеет негативный характер для всех участников налоговых правоотношений (в отличие от других видов рисков);
• проявляется для каждого участника налоговых правоотношений по-разному.
Эффективность организации управления рисками во многом определяется классификацией рисков. Виды налоговых рисков можно классифицировать по различным признакам (рис. 1.).
Классификационные признаки | |||
по субъектам, несущим налоговые риски | |||
по факторам, определяющим налоговые риски | |||
по объекту связи с другими видами рисков | |||
по виду последствий | |||
по величине возможных потерь | |||