Содержание и виды налоговых рисков
Риск увеличения налогового бремени. Так как налоговый орган вправе требовать внесения изменений в финансовую отчетность предприятия, которое находится у него на налоговом контроле, этот риск нельзя недооценивать. После того как налогоплательщик реверсным способом или сторнированием вносит изменения в финансовую отчетность, оказывается, что он работал в совершенно других финансовых условиях. И в итоге инвестор понимает, что предприятие заведомо его обманывало, применяя схему подгонки отчетности под бизнес-план.
Риск снижения или потери ликвидности. Следует за изменением финансовой отчетности. Снижая ликвидность, компания может не только дойти до состояния банкротства, но и потерять инвестиционную привлекательность, что влечет за собой панику и дальнейшее ухудшение финансового состояния.
Риск потери кредита. Большинство кредитных договоров, которые автору приходилось видеть в России, включают в себя очень опасную статью: банк имеет право потребовать досрочного возврата кредита, если в компании ухудшилось финансовое положение. Иными словами, большинство кредитов являются кредитами до востребования, т.е. как только налоговый орган начинает преследование компании, банк может потребовать вернуть кредит. Перекредитоваться в этом случае в другом банке будет также проблематично.
Риск административного преследования и дисквалификации руководителя. На сегодня дисквалифицировано порядка 740 человек. Это означает, что они лишились права занимать руководящую должность на срок от шести месяцев до трех лет. При принятии соискателя на работу собственник бизнеса под угрозой административного преследования должен проверить потенциального сотрудника на предмет дисквалификации. Подписание дисквалифицированным лицом какого-либо документа делает этот документ ничтожным. Последствия в виде штрафа в размере 5000 руб. не являются для предприятия серьезными. Гораздо важнее правовые последствия дисквалификации для конкретного юридического лица.
Риск ареста активов. Как только потеряна инвестиционная привлекательность организации, налоговый орган сразу же накладывает арест на активы, включая расчетные счета. Это очень серьезная санкция, впрочем, применяется она не всегда.
Риск приостановления деятельности компании. Приостановление деятельности может быть связано с лжепредпринимательством либо с тем фактом, что компания физически находится не по адресу ее государственной регистрации.
Например, служба безопасности компании оказывает услуги ее дочерней компании, а именно распространяет свои функции еще и на дочернюю компанию. Это лицензируемый вид деятельности, и правоохранительные органы расценивают данную ситуацию как лжепредпринимательство и останавливают деятельность головной компании. В итоге эта организация несет колоссальные убытки.
Приостановление деятельности компании, если она работает не по адресу регистрации, - также очень серьезный риск. Попытка признать через ВАС РФ данное состояние равноценным состоянию банкротства не принесла результатов. Кредиторы продолжают требовать возврата долгов, но при этом счета арестованы и нет права подписывать договоры.
Риск банкротства и риск уголовного преследования. Здесь целесообразно определить временные рамки существования риска банкротства. По сведениям управлений по борьбе с налоговыми нарушениями, реальный срок существования риска - шесть лет. В своей оценке рисков автор использует пять лет, потому что по истечении этого срока предприятие имеет право уничтожить бухгалтерскую документацию. Срок увеличивается до 10 лет, если рассматривать обязательства перед кредиторами. Риск уголовного преследования для руководителя, пожалуй, наиболее серьезный риск. В настоящее время большое количество налоговых проверок проводится совместно с сотрудниками МВД России. У милиционеров достаточно много инструментов по выявлению нарушений.
В связи с вышеизложенным в настоящее время приобретает особую актуальность определение понятия "налоговый риск", причем как для налогоплательщиков (поскольку именно они несут бремя непредвиденных потерь), так и для налоговых органов (для повышения качества налогового администрирования).
Таким образом, нами были сопоставлены разные точки зрения, рассмотрена экономическая и правовая природа налоговых рисков, рассмотрены различные подходы и классификации налоговых рисков.
Можно сказать, что как для государства в лице его уполномоченных органов, так и для налогоплательщиков общим в вопросе о налоговом риске является причина его возникновения, которой являются проблемы в законодательстве, нередко провоцирующие спорные ситуации, между отдельными компаниями и налоговыми органами.