Факторы возникновения налоговых рисков
Документальное подтверждение экономической оправданности значительно снижает налоговые риски, но существующим на данный момент налоговым законодательством оно не регламентировано - можно говорить лишь об общих принципах подготовки таких документов.
В-третьих, риски, возникающие в результате правоприменения налогового законодательства налоговыми органами и судами (риски окружения). К данной категории относятся также риски, возникающие вследствие неопределенности применения налоговых законов в различных обстоятельствах, и риски возможного изменения налогового законодательства или практики, а также неожиданные судебные решения, смена власти - начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором. Руководство компании может столкнуться с очень сложной задачей, если филиалы предприятия географически разбросаны по России. Ведь в нашей стране не только на Дальнем Востоке, но и в Санкт-Петербурге законодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы страны, ситуация еще более усложняется. Организация не может повлиять на вероятность наступления данных рисков, а потому их можно обозначить также как внешние риски [7].
По мнению международных рейтинговых агентств, в числе прочих (политических, лицензионных и др.) налоговые риски снижают кредитоспособность российских компаний [10].
Причем основную роль в процессе создания этих рисков играет государство. Налоговые риски связаны с ожиданием пересмотра ставок налогов, введения новых налогов или платежей, а также отмены существующих. В отличие от других рисков, таких как геологические или ценовые, налоговые полностью определяются политикой государства, на территории которого работает компания. Уровень налоговых рисков зависит от стабильности фискального законодательства, которое является важнейшей составляющей общих институциональных условий в экономике.
В этой области для обеспечения стабильности и долгосрочной устойчивости бюджетов применяются следующие приемы:
прогнозирование основных бюджетных параметров на средне- и долгосрочную перспективу в рамках единой макроэкономической и денежно-кредитной политики;
реалистичность и осторожность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного налогового планирования;
наличие и соблюдение при выработке бюджетно-налоговой политики критериев реалистичности и устойчивости бюджетов, а также приемлемости налоговой и долговой нагрузки;
систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, а также оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам, с учетом стабильности и предсказуемости бюджетных доходов (в том числе с выделением доходов, зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры);
создание и поддержание необходимых финансовых резервов, в том числе для стран с высокой долей доходов от экспорта сырьевых товаров, в форме стабилизационных фондов и фондов будущих поколений.
В-четвертых, репутационные риски - риски нанесения ущерба репутации компании [8].
Так на базе обобщения исследований ученых в области классификации финансовых рисков в целом, и налоговых рисков в частности, Мигуновой М.И. предложена следующая классификация факторов по источникам возникновения налоговых рисков [9].
Рис. 3. Факторы возникновения налоговых рисков
Факторы налогового риска традиционно принято разделять на внешние и внутренние. Согласно результатам исследования респондентов из стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) к ключевым внешним факторам риска относятся:
изменения налогового законодательства и правоприменительной практики;
изменение правил отражения налогов в финансовой отчетности.
В качестве ключевых "внутренних" факторов риска можно выделить следующие:
нехватка налоговых специалистов в компаниях;
недостаточная автоматизация процесса подготовки налоговых деклараций;
недостаточный уровень осведомленности о налоговых рисках у руководителей компаний;
отсутствие процедур оценки налоговых последствий существенных операций компаний [21].