Основные пути совершенствования налогообложения юридических лиц
В настоящее время бюджета всех уровней обеспечиваются собственными закрепленными, гарантированными источниками доходов.
Одновременно необходимо сохранение регулирующих федеральных налогов. Региональные органы власти могут принимать аналогичные решения по введению регулирующих региональных налогов.
Аксиомой налоговой реформы, на наш взгляд, должно стать положение о том, что основными доходными источниками федеральных и региональных бюджетов должны быть НДС и налоги на доходы, и прибыль, а местного бюджета - имущественные налоги и налог на потребление. При этом решения федеральных и региональных органов власти должны быть направлены на создание оптимальных условий для развития отечественного предпринимательства, роста доходов и соответствующее увеличение поступление в бюджета.
Органами местного самоуправления могут обеспечить эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учёта и сбора имущественных налогов. При этом местные органы могут с большей степени реальности оценивать необходимость предоставления льгот по имущественным налогам. Важнейшим направлением создания эффективной налоговой системы является отмена налогов, тормозящих либо искажающие побудительные мотивы экономической и инвестиционной деятельности. Налоги уплачиваемые с валовых поступлений, не учитывают наличие реальной прибыли у предприятия, а так же создают кумулятивный эффект - чем больше этапов от начальной до конечной стадии производства продукции, тем больше общая сумма таких налогов. Налоги необходимо отменить, дающие незначительные поступления, а так же налоги, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а контроль за их уплатой затруднён или невозможен.
Эффективность и рациональность налоговой системы можно достичь и путём объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу и налогоплательщиков. В первую очередь, это относится к платежам за право пользования природными ресурсами и акцизам на минеральное сырьё, к налогу на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизам моторное топливо, к отчислениям в государственные внебюджетные социальные фонды.
Настоящее время появилась настоятельная необходимость и в уменьшении общего, числа налогов. По проекту Налогового кодекса предусматривается действие менее 30 видов налогов и сборов. А ограничение налогового бремени предполагается за счёт установлении оптимальных размеров ставок федеральных налогов и предельных ставок по основным региональным и местным налогам.
Доходы бюджетов разного уровня могут быть увеличены за счёт совершенствования системы учёта, улучшения налоговой дисциплины и деятельности органов контроля.
Формированию эффективной и справедливой налоговой системы будет способствовать так же отмена ряда льгот, предоставленных без ряда должных и серьёзных обоснований. Ведь налоговые льготы нарушают принципы справедливости налоговой системы по отношению к участникам экономической деятельности, не пользующимся налоговыми привилегиями, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Кроме того, налоговые льготы, как правило, недостаточно эффективны и зачастую не достигают тех целей, ради которых они вводились, являясь при этом питательной средой для всевозможных злоупотреблений. Не отрицая налоговые льготы в целом, их число следует резко сократить, оставив лишь самые необходимые.