Основные пути совершенствования налогообложения юридических лиц
Улучшению существующего положения дел в сфере налоговых отношений будет способствовать введение института налоговой тайны и законодательное установление ответственности налоговых органов за несоблюдение конфиденциальной информации о налогоплательщиках. Вместе с этими мероприятиями необходимо чёткое распределение прав, обязанностей и ответственности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений.
Необходимо установление чётких механизмов и процедур исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, разработка мероприятий по обеспечению исполнения налогового обязательства.
В целях повышения ответственности и реализации принципа справедливости налоговой системы необходимо предусмотреть возврат излишне взысканных с налогоплательщика сумм или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата средств с процентами в размере ставки рефинансирования Банка России. И ещё. За несвоевременную уплату налогов необходимо соотнести размер пении со ставкой рефинансирования Центрального Банка РФ. Актуальность в целях обеспечения создания эффективной налоговой системы приобретает введение системы налогового учёта, основанной на возможности получения доходов по «методу начислений» или «кассовому методу».
Построении справедливой налоговой системы в Российской Федерации необходимо создание специализированных налоговых судов. Первым шагом в этом направлении будет создание налоговых коллегий в арбитражных судах.
Реализация указанных мероприятий позволит создать в Российской Федерации налоговую систему, стимулирующую развитие экономики и стабилизацию налоговых отношений.
Предполагаемый срок вступления в силу вышеназванных поправок - 2010 - 2010 годы одновременно с вступлением в силу новых норм, регулирующих трансфертное ценообразование в налоговых целях.
Заключение
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом Кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Если юридическое лицо в рамках увеличения эффективности своей деятельности сокращает свои налоговые выплаты, то сэкономленные им налоговые платежи недополучает государство. Поэтому в сфере налогообложения юридических лиц интересы налогоплательщиков и государства относительно источников своего существования и развития будут не совпадать. При этом государство устанавливает основные принципы налогообложения, среди которых можно выделить следующие:
каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;