Основные пути совершенствования налогообложения юридических лиц
Введение с 1 января 2007 года 4-х глав части 2 Налогового кодекса РФ, включающих регулирование налогообложения таких основных налогов как НДС, ЕСН, НДФЛ, акцизы, налог на прибыль обеспечило снижение налоговой нагрузки на экономику примерно на 3-4 процента.
В плане реализации задачи снижения налогового бремени прежде всего отметим введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13%. Наибольший рост поступлений доходов в бюджетную систему РФ произошел за период 2007-2008 гг.
Серьезные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2007 года налог на реализацию ГСМ в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо, автомобильные масла, с января 2009 года - прямогонный бензин. В течение 2007-2008 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты. С 1 января 2004 года отменяется акциз на природный газ. Повышены налоговые ставки по всем видам подакцизных товаров, за исключением вин натуральных, а также других вин с объемной долей этилового спирта до 0,5%, автомобилей легковых с мощностью двигателя до 90 л/с, прямогонного бензина.
Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы.
Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и его крайним несовершенством, выражающимся, в частности, в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а так же законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
Изменения требуют и чрезмерно жёсткие нормы ответственности за налоговые нарушения.
Необходимость реформирования сложившейся в настоящее время налоговой системы России представляется очевидной. Однако, принимая во внимание, что основные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятия, подоходный налог с физических лиц, ресурсные налоги), формирующие российскую налоговую систему, в большей степени выполняют свою основную функцию, что такие налоги опробованы как в развитых, так и в развивающихся государствах и в различных экономических режимах, а так же учитывая определённую адаптированность налогоплательщиков и налоговых органов к этим налогам, необходимо не кардинальное изменение действующей налоговой системы, а её эволюционное преобразование, устранение имеющихся недостатков, ликвидация перекосов внутри налоговой системы, и в итоге - на основе формирования единой налоговой правовой базы и установление в России единого налогового пространства, создание рациональной и справедливой налоговой системы, обеспечение её стабильности и предсказуемости.
Инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. Проект Налогового кодекса в настоящее время обсуждается как в Государственной Думе, так и на уровне регионов, среди всех заинтересованных сторон, так как от его справедливости, рациональности и эффективности, в конечном счете, зависит экономический и социальный успех проводимых реформ в России.