Особенности установления (утверждения) цен на платные медицинские услуги
Уровень цен на платные услуги часто пытаются контролировать ссылаясь на защиту интересов населения и т. д. Игнорирование рыночных законов ведет к обратной ситуации. Так, требования закладывать в цены на платные услуги заработную плату строго по тарификации и т. д. ведут к занижению цен ниже рыночного уровня. Каков же результат подобного регулирования?
Укажем некоторые из наиболее часто встречающихся последствий:
· ограниченность предложения платных услуг относительно возможного уровня;
· стремление найти пути возмещения части затрат на оказание платных услуг за счет средств бюджета и обязательного медицинского страхования;
· дифференциация цен и условий оказания платных услуг для различных контингентов (свои и чужие - иногородние и т. п.);
· высокие цены в случаях, когда цены не контролируются (особенно оказываемые коммерческими учреждениями).
В конечном счете, от всего этого страдает население, выгоду же получают не государственные или муниципальные, а коммерческие медицинские учреждения.
Некоторые учреждения, получающие частичное бюджетное финансирование для оказания каких-либо услуг, обычно оказываемых на платной основе, имеют возможность устанавливать более низкие цены на платные услуги. Здесь, по сути, речь идет не о стоимости услуг, а доплатах. Тем самым они сбивают цену другим медицинским учреждениям, не имеющим такого финансирования. Но объемы услуг медицинских учреждений, имеющих возможность устанавливать низкие цены на платные услуги за счет бюджета или средств ОМС, также ограничены (в связи как с технической ограниченностью, так и ограниченностью такого финансирования). В итоге сдерживаются совокупные объемы оказываемых медицинскими учреждениями платных услуг.