Проблемы применения специальных налоговых режимов субъектами хозяйствования
Отдельно имеет смысл выделить такую цель, как создание преимуществ малому бизнесу (коррекция издержек, о которой шла речь в предыдущем абзаце, направлена на выравнивание условий, а не на создание преимуществ). Эта цель является довольно спорной, поскольку может стимулировать функционирование предприятий с масштабом деятельности ниже минимально эффективного. Наличие значительного числа малых предприятий в экономике может сопутствовать ряду привлекательных характеристик экономики и общества (таких, как большая мобильность трудовых ресурсов, наличие значительного числа самостоятельных и самодостаточных граждан и т.п.). Поддержка малого бизнеса, если она не может быть использована более крупными предприятиями, может снижать издержки вхождения на рынок и способствовать развитию конкуренции и уменьшению рыночной власти уже действующих фирм. Однако потенциальная возможность с разумными издержками создать и вести собственный бизнес может поддерживать и мобильность трудовых ресурсов, и самостоятельность, и активность граждан за счет выравнивания условий и без специальных преимуществ.
Если мы хотим поддержать предприятия на начальном этапе их развития, уменьшая тем самым барьеры входа в отрасль и стимулируя конкуренцию, то политика предоставления значительных налоговых льгот в зависимости от масштаба деятельности является не лучшим инструментом достижения цели. Во-первых, аллокационные преимущества от снижения барьеров могут быть компенсированы ростом средних издержек объема выпуска продукции в результате того, что рост масштабов порождает скачкообразный рост налоговых обязательств. Во-вторых, если порог объема выпуска, активов или численности занятых установлен на высоком уровне, то в окрестности этого уровня будет накапливаться заметная доля предприятий отрасли, конкурировать с которыми начинающим будет не менее сложно, чем при отсутствии льгот.
Важную проблему представляет и воздействие мер государственной политики на выбор малым бизнесом сфер деятельности и соотношения используемых факторов производства. Если решения в отношении малого предпринимательства заключаются преимущественно в предоставлении льгот без учета того, как конкретные льготы влияют на выбор предпринимателей, возможно избыточное стимулирование как выбора одних видов деятельности, так и использования одних факторов производства в ущерб другим. Кроме того, неудачно разработанная политика в отношении малого предпринимательства может не способствовать конкуренции, а, напротив, воздвигать дополнительные барьеры вхождения в отрасль. Это происходит в том случае, если уже функционирующим фирмам легче воспользоваться льготами, чем вновь входящим, и выгоды, которые можно получить от использования льгот, распределяются не в пользу новых, а также самых мелких предприятий.
Осуществление любой политики не может быть удовлетворительным без четко поставленных целей и определения критериев их достижения. Четко определенной целью налоговой политики, по нашему мнению, нельзя считать поддержку или развитие малого
предпринимательства, по крайней мере, если не сделаны существенные уточнения. Причины этому разные. Во-первых, не всегда и не в любых видах деятельности эффективно осуществление производства силами именно малых предприятий, а избыточное искусственное стимулирование малого бизнеса может привести к дроблению предприятий или сдерживать их рост. Во-вторых, избыточная помощь может приводить к неэффективному использованию ресурсов даже тогда, когда минимальный эффективный размер производства невелик. В-третьих, неясно, что такое развитие малого предпринимательства. Если в качестве критерия, как часто бывает, используется статистика численности малых предприятий, их оборотов или числа занятых, то в условиях стимулирующей политики может оказаться, что часть величины этих показателей обусловлена созданием малых предприятий, аффилированных с крупным бизнесом, или юридическим разделением предприятий специально для получения налоговых льгот или иных преимуществ. Однако получение других данных, характеризующих развитие малого предпринимательства, затруднительно.
На различных этапах перехода к рыночной экономике складывались разные условия, действовали разные ограничения, и соответственно задачи, которые могли реально осуществляться, были разными.
Если рассмотреть в качестве основы для анализа теоретическую модель конкурентной экономики, то при выполнении ее предпосылок в отсутствие государственного вмешательства никаких причин для специальных мер в отношении малого бизнеса нет. Более того, любое вмешательство, обусловленное исключительно масштабами производства, может принести только потери обществу. При каждой технологии существует минимальный эффективный размер производства, и если какими-либо стимулирующими мерами поддерживать объем выпуска выше или ниже этой величины, складывается неэффективное по Парето равновесие. В такой идеальной экономике в тех видах деятельности, в которых минимальный эффективный размер производства мал, функционируют предприятия малого масштаба, в других - в зависимости от технологии масштаб больше.