Проблемы применения специальных налоговых режимов субъектами хозяйствования
Однако наличие несовершенств рынка, необходимость защиты безопасности страны и прав личности и собственности граждан, а значит, наличие государства и потребности в ресурсах для его функционирования изменяют этот результат. В реальности масштаб производства может влиять на издержки предприятия, причем неблагоприятным для малого бизнеса образом. Кроме того, есть еще дополнительные причины, например социального характера, в силу которых обществу выгодно, чтобы возможность осуществления предпринимательской деятельности или самостоятельно, или силами малых групп лиц была более доступной для граждан.
Часто целью особого налогообложения малого бизнеса является уменьшение уклонения от налогообложения малого бизнеса. Эта цель может быть совместимой с задачей упрощения учета. Обычно цель уклонения от налогообложения является приоритетной в тех странах, где структура производства предполагает развитие большого числа малых предприятий. Например, если в некоторой экономике развит туристический и курортный бизнес, количество малых предприятий, оказывающих разнообразные услуги туристам, может быть очень большим. А в случае, когда эта деятельность носит сезонный характер и люди, которые в ней участвуют, и сами предприятия после окончания сезона могут оказаться недоступными для налоговых органов при разумных издержках, введение вмененного налога, особенно уплачиваемого авансом, позволяет получить налоговые доходы, которые при применении общего режима не поступили бы в бюджет.
Однако следует иметь в виду, что наличие альтернативных способов определения налоговых обязательств и возможность легкого выбора между ними могут приводить к уклонению от налогообложения крупного и среднего бизнеса посредством заключения определенных сделок между предприятиями с разными системами учета.
Наличие альтернативных (заменяющих друг друга) налогов или нескольких способов определения налоговой базы одного налога создает возможности для снижения налоговых обязательств с помощью сделок между предприятиями с разной налоговой базой. Следует особо подчеркнуть следующее обстоятельство: некоторые из схем уклонения от налогообложения с использованием сделок с лицами, применяющими специальные режимы, приводят к большему совокупному снижению налоговых обязательств участников сделки, чем если бы все они применяли одинаковый налоговый режим. То есть группа лиц, пользующаяся различием в налоговых базах участников группы, получает преимущество в сравнении с одним лицом, использующим единственный налоговый режим.
Таким образом, при отсутствии определенных ограничений упрощенный режим могут применять с наибольшей выгодой относительно крупные предприятия, для которых он не предназначен. И хоть часто утверждают, что если даже бюджет потеряет в доходах, потери будут возмещены за счет развития малого бизнеса, можно видеть, что многие малые предприятия могут оказаться в менее выгодном положении, чем средние и крупные, использующие специальные режимы для снижения налогов. Потери экономики, вызванные применением множественных льготных специальных режимов с неточной идентификацией налогоплательщиков, их применяющих, не компенсируются выгодами, связанными с достижением поставленной цели. Более того, можно в итоге оказаться дальше от поставленной цели, чем до введения специальных режимов.
Вмененные режимы нередко устанавливают с целью уменьшить уклонение от налогообложения мелких предприятий, фактические показатели деятельности которых трудно проверить. В борьбе с уклонением посредством применения вмененных режимов налогообложения следует соблюдать осторожность: добившись роста поступлений налогов от самих малых предприятий, можно одновременно потерять налоговые доходы от более крупных предприятий, если не учесть возможность заключения таких сделок, которые значительно уменьшают налоговую базу предприятия, применяющего общий налоговый режим, но мало увеличивают налоговые обязательства предприятия на специальном режиме. Например, если предприятие, оказывающее услуги другим предприятиям, переведено на вмененный налог, то сумма сделки полностью вычитается из базы налога на прибыль заказчика, но не влияет на налоговые обязательства поставщика услуг. В таком случае выгодно заключать фиктивные сделки или завышать стоимость услуги, тем более что контроль в этой области практически невозможен. Поэтому в перечень предприятий, подлежащих вмененному налогообложению, нежелательно включать производителей тех услуг, которые используются не населением.
Вышеизложенное показывает, что проблема идентификации малого бизнеса для целей применения специальных налоговых режимов имеет ключевую важность. Соответственно при применении специальных режимов требуется ряд довольно жестких ограничений на возможность применения упрощенных режимов. Эти ограничения включают как пороговое значение полученных доходов, так и ограничения по видам деятельности, по аффилированности предприятий между собой или с крупными налогоплательщиками. Из числа видов деятельности, для которых допускается применение упрощенных режимов, исключаются те, для которых ведение учета необходимо (например, при наличии экспортно-импортных операций), а также те, которые часто используются для уклонения (например, работы, услуги, оказываемые преимущественно предприятиям). Также устанавливаются некоторые прямые ограничения на взаимное владение собственностью разных предприятий, часть из которых применяет упрощенные режимы.