Проблемы применения специальных налоговых режимов субъектами хозяйствования
Можно предположить, что эти и еще ряд причин (особенно нарушение нейтральности налогообложения при применении особых режимов) в совокупности привели к крайне ограниченному использованию в последнее время развитыми странами специальных режимов для малого бизнеса и льгот для малых предприятий. Из широко распространенных льгот можно назвать право выбора регистрации в качестве плательщика НДС для лиц, обороты которых не превышают установленного порогового значения, применение к малому бизнесу сниженных ставок по налогу на доходы корпораций.
Сравнительно низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление его государственной поддержки в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке этого сектора экономики. Отмена в связи с введением части второй Кодекса налоговых льгот для субъектов малого бизнеса, представлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.
Принятые в последние несколько лет меры по совершенствованию таких специальных налоговых режимов как упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса. За 2003-2008 г.г. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.) или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб. или в 4,2 раза.
К применению упрощенной системы налогообложения стремятся многие малые предприятия. Она действительно позволяет снизить налоговое бремя, документооборот и объемы учетных работ. Однако по данным аналитиков только 35% малых предприятий г. Москвы пользуются УСН. Региональная статистика очень неоднородна - в некоторых регионах "упрощенка" пользуется большой популярностью, в других ее почти не применяют .
Основной причиной, по которым малые предприятия не переходят на УСН или вынуждены отказаться от ее применения, является недостаточный максимально допустимый уровень дохода налогоплательщика. Практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны в их применении, отрицательно влияющие на поступление налогов в бюджетную систему. Так, налоговыми органами выявляются факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения.
«Белые пятна» налогового законодательства и нестыковки между положениями относительно общего и особых режимов налогообложения малого предпринимательства стали фактором ухудшения налогового климата для российского малого бизнеса - разобраться в хитросплетениях и наладить учет в соответствии с требованиями законодательства часто очень трудно и почти всегда экономически невыгодно.
На рисунке 9 можно видеть результаты проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства в 2007-2009 гг. опроса 1000 малых предприятий в 5 регионах по вопросам налогообложения, из которых видно, что проблемы нестабильности и сложности налоговой системы поставлены предпринимателями на первые места, в то время как проблема уровня налоговых выплат волнует опрошенных в меньшей мере.
Рис. 9 Проблемы, связанные с налогообложением и налоговым администрированием, по мнению опрошенных, в %
Проблема нестабильности налоговой политики, частая смена правил налогообложения и процедур взимания налогов является даже более острой, нежели само по себе налоговое бремя (которое, если сравнивать формально, даже меньше, чем в ряде стран с развитой рыночной экономикой).