Понятие антикризисного финансового планирования
Наиболее очевидным и болезненным проявлением кризиса является острая нехватка денежных средств. В то же время ошибки в управлении денежными потоками могут выступить причиной кризиса. Таким образом, управление денежными средствами является ключевым инструментом контроллинга в условиях антикризисного управления.
Для эффективного управления денежными ресурсами в первую очередь необходимо наладить их учет и контроль. В этих целях применяется форма отчета о движении денежных средств, в которой суммируется информация о поступлении и выбытии денежных средств компании, поясняются изменения, произошедшие с денежными средствами. Наиболее существенные статьи отчета должны быть детально проанализированы. Особое внимание следует уделить дебиторской и кредиторской задолженностям. В частности, необходимо определить их оптимальную структуру, выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала, выявить количественное соотношение собственного и заемного капитала. Кроме того, менеджеры предприятия должны сделать все возможное для увеличения притока и уменьшения оттока денежных ресурсов.
Очевидно, что чем раньше будет обнаружена тенденция, ведущая предприятие к кризису, и, соответственно, чем раньше будут предприняты определенные процедуры по его предотвращению, тем эффективнее будет система антикризисного управления. При этом простого мониторинга, анализа хозяйственной деятельности и расчета базовых финансовых показателей недостаточно. Целесообразно применять математические модели прогнозирования кризисов. Все они строятся по одинаковому принципу - к определенному набору независимых финансовых показателей применяются специально рассчитанные веса, а результат расчета сравнивается с критическими показателями, рассчитанными на основании статистических данных по действующим и обанкротившимся предприятиям.
Однако и подобные методы не дают абсолютно точного результата. Это обусловлено набором включаемых в модель показателей и методикой присвоения весов, которые могут не учитывать специфику анализируемого предприятия и особенности экономики, в условиях которой оно функционирует. Кроме того, существенно усложняет процесс анализа отсутствие репрезентативных статистических данных по работающим и обанкротившимся предприятиям. Для получения более четкой картины необходимо разработать индивидуальную систему прогнозирования кризиса, которая бы строилась на практическом опыте развития предприятия. При этом в модель целесообразно включить систему анализа хозяйственной деятельности. Таким образом, оптимальным способом прогнозирования кризиса является сочетание математических методов с анализом хозяйственной деятельности.
Проблемы антикризисного управления предприятием обусловлены природой проводимых в России экономических реформ. Речь идет о реформах, как на уровне государственного регулирования экономики, так и на уровне предприятия. В рамках предлагаемой статьи мы хотели бы ограничиться проблемами антикризисного управления на такой стадии кризиса, когда банкротства можно избежать. Менеджмент, обеспечивающий эффективную работу в кризисном режиме, представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на перевод предприятия в иной режим работы. Основная характеристика этого режима - устойчивое финансовое положение.
Решение данных задач находится в центре системы мер, именуемой в зарубежной литературе кризис-менеджментом (crisis-management), а в отечественной литературе - антикризисным управлением. Под этими терминами понимают либо недопущение предприятия в условия кризиса, либо управление в условиях наступившего кризиса, либо управление, которое должно способствовать выводу предприятия из этого состояния. Мы должны точно представлять себе состояние, в которое должно быть переведено предприятие в результате такого управления.
Существует два вида предприятий: неблагополучное - спад производства и уменьшение оборота, снижение жизненного уровня работающих, неплатежеспособность и др. и благополучное предприятие - быстрый рост оборота (2-6 раз за год), более высокий уровень жизни работающих, значительные представительские расходы. Признаки кризиса таких предприятий, во-первых, снижение рентабельности, и так называемая «кредитная яма». Во-вторых, на предприятии все чаще возникают срывы поставок клиентам, руководство с трудом объективно оценивает состояние фирмы, фирмой все сложнее управлять и любое нештатное событие может создать реальную угрозу банкротства. В первом случае основными причинами, приводящими к критическому положению и банкротству, являются: неспособность бывшей командной системы управления отслеживать изменения во внешней среде и быстро реагировать на них; неумение эффективно планировать и правильно использовать финансы; нехватка квалифицированных менеджеров, финансистов, маркетологов и др. Главные причины во втором случае - болезнь роста: отставание системы управления и других внутренних механизмов, как правило, оставшихся от времен организации малой фирмы, от новых масштабов деятельности; неумение вовремя и комплексно вводить необходимые изменения; непонимание неизбежности перехода от ненасыщенного рынка к насыщенному цивилизованному рынку, когда при наличии растущей конкуренции прибыль приходится считать до одного процента, а потери от несовершенного управления могут составлять десятки процентов. В новой ситуации решает дело система и устойчивое развитие. В том и другом случае одной из существенных причин неблагополучия на предприятии называется неудачный менеджмент.