Понятие антикризисного финансового планирования
Как исследование проблемы выступает моделирование процессов принятия решений, которое требует большого количества сценариев. Здесь от менеджера потребуется опыт планирования как стратегического, так и финансового. Процесс финансового планирования включает несколько этапов: анализ финансовой ситуации и проблемы, прогнозирование будущих финансовых условий, постановка финансовых задач, выбор оптимального варианта, состав финансового плана, корректировка, увязка и конкретизация финансового плана, выполнение финансового плана, анализ и контроль выполнения плана.
Финансовую деятельность фирмы можно представить в виде потоков платежей и поступлений, которые требуют планирования в целях своевременного погашения кредиторской задолженности и эффективного вложения временно высвобождающихся денежных средств. В целях планирования финансовых потоков финансовый менеджер составляет оперативный платежный календарь фирмы на заданный плановый период, в который заносятся статьи расходов и доходов организации. Автоматизированный платежный календарь позволит пользователю своевременно определить «узкие места» платежеспособности предприятия. В течение планового периода фирма исполняет данный платежный календарь, т.е. реализует заключенные договора, сделки, перечисляя деньги поставщикам и, получая выручку от реализации, и выполняет прочие хозяйственные операции. В результате чего совершаемые хозяйственные операции находят отражение в бухгалтерской документации. На основе этих данных финансовый менеджер может выполнить контроль и анализ исполнения плана, а также принимать соответствующие оперативные управленческие решения. Платежный календарь - атрибут краткосрочного финансового планирования и выступает как элемент антикризисного планирования.
Авторами предпринята попытка создания программного продукта для небольшого предприятия с целью анализа, а затем и предупреждения кризисных ситуаций в процессе экономической деятельности. Она включает в себя непосредственный расчет экономических показателей, анализ результатов и планирование антикризисной деятельности на основе полученных данных. Программа еще находится на стадии доработки, но преимущества перед аналогами есть существенные. Аналогичным в какой-то мере можно назвать программный продукт «1С: Предприятие 8.0» конфигурации «Управление производственным предприятием», редакции 1.0. Системы программ «1С: Предприятие» позволяют организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятий. Для этого в конфигурации разработаны различные подсистемы. Конфигурация «Управление производственным предприятием» является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии. Для малого предприятия, во-первых, это достаточно дорогой продукт, во-вторых, система перегружена дополнительными компонентами, в-третьих, цель программы не антикризисный менеджмент.