Повышение эффективности бюджетных расходов Новгородской области
Для повышения эффективности бюджетных расходов новгородской области предлагаются следующие способы:
. Совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств.
Состояние экономики Новгородской области, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, изменения налогового законодательства приводят к нестабильности доходов областного бюджета. В 2010 году по сравнению с 2008 годом поступления от налога на прибыль организаций сократились на 23,5 %, а объем трансфертов из федерального бюджета - на 7,5 %. Объемы налоговых и неналоговых доходов в 2010 году выросли в целом, но не обеспечили непрерывного роста расходов областного бюджета. Как следствие, в 2010 году существенно вырос дефицит бюджета.
Сокращение темпов роста и снижение общих доходов областного бюджета на фоне роста расходов ставят под угрозу стабильное исполнение расходных обязательств Новгородской области, это особенно опасно в части исполнения социальных обязательств. Обеспечению стабильности исполнения расходных обязательств в среднесрочной и долгосрочной перспективах будет способствовать, помимо получения дополнительных доходов, создание в соответствии со статьей 81.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Резервного фонда Новгородской области, эффективное управление свободными средствами областного бюджета, составом и объемами расходных обязательств, внедрение и развитие методов среднесрочного и долгосрочного макроэкономического прогнозирования доходов областного бюджета.
Бюджетным законодательством предусмотрены ограничения, связанные с инвестированием средств Резервного фонда субъектов Российской Федерации. Данные ограничения могут снизить эффективность реализации мероприятий по созданию Резервного фонда Новгородской области.
) Совершенствование долговой политики.
На протяжении 2008 - 2010 годов наблюдался рост объема государственного долга Новгородской области. В 2010 году он вырос примерно в 2,7 раза по сравнению с 2008 годом. Вся сумма государственного долга является внутренними долговыми обязательствами области. В целом государственный долг находился на среднем уровне и составлял от 15 % в 2008 году до 35 % в 2010 году расходов областного бюджета или соответственно от 16 % до 41 % доходов областного бюджета.
На протяжении 2008 - 2010 годов наблюдается увеличение объема привлеченных среднесрочных кредитов - в 2010 году бюджетные кредиты увеличились в 3,4 раза по сравнению с 2008 годом, кредиты коммерческих организаций увеличились в 2,4 раза при увеличении с 27 % до 35 % доли бюджетных кредитов в общем объеме всех кредитов. При этом все долговые обязательства Новгородской области погашались своевременно и в полном объеме, параметры государственного долга Новгородской области соответствовали требованиям бюджетного законодательства.
Государственные гарантии Новгородской области за период 2008 - 2010 годов выросли в 2,7 раза, гарантийных случаев не наступало.
Мероприятиями Программы по совершенствованию долговой политики являются поддержание уровня государственного долга Новгородской области на минимально необходимом, экономически безопасном уровне, предполагает утверждение порядка планирования объема и сроков привлечения государственных заимствований, проведение надежных и обоснованных расчетов для определения объема необходимых государственных заимствований, разработка мер по снижению долговой нагрузки областного бюджета и потребности в государственных заимствованиях.
) Совершенствование механизма оценки эффективности предоставления налоговых льгот.
В Новгородской области налоговые льготы применяются как инструмент развития экономики и являются элементом государственной политики в сфере экономики.
Объем недополученных доходов по предоставленным региональным льготам составил в 2008 году 595,6 млн. рублей, в 2009 году - 877,7 млн. рублей, в 2010 году - 701,1 млн. рублей, что составляет соответственно 5,4 %, 7,9 %, 5,9 % от налоговых доходов областного бюджета.