Особенности управления налоговыми рисками
Создание эффективной системы управления налоговыми рисками косвенно способствует и увеличению стоимости компании, поскольку отсутствие негативных неожиданностей повышает доверие инвесторов.
Управление налоговыми рисками - это процесс, направленный на предупреждение, оценку налоговых рисков (качественную и количественную) и выработку мер по их нейтрализации, устранению (снижению). Управление налоговыми рисками - это важнейший инструмент налогового планирования.
Основными принципами налоговой политики в этих условиях должны являться:
соблюдение осторожности суждений о требованиях налогового законодательства;
взвешенный подход к налоговым рискам, которые могут возникнуть при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве;
достаточная степень профессионального консерватизма в отношении налогообложения операций и сделок при неоднозначном толковании действующего законодательства;
оптимизация налогообложения - разработка комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков, предполагающих баланс уровня налоговой нагрузки и удержание налоговых рисков в допустимых пределах.
Можно выделить несколько основных тенденций в управлении налоговыми рисками в российском бизнесе.
Небольшие и средние непубличные российские компании:
налоговый риск воспринимается исключительно как риск доначисления налогов и штрафов по результатам налоговой проверки;
налоговый отдел не выделен в самостоятельную организационную единицу в компании, расчет налогов и принятие решений по налогам осуществляются, как правило, главным бухгалтером;
управление налоговыми рисками заключается в оспаривании решений налоговых органов по результатам проверки, а также в отдельных случаях - в отслеживании разъяснений ФНС России и Министерства финансов России по налоговым вопросам;
отсутствуют единые принципы оценки налоговых рисков, решения по налоговым вопросам часто принимаются исключительно исходя из принципов максимального консерватизма [22].
Крупные и публичные российские компании:
налоговые риски оцениваются для целей финансовой отчетности как по претензиям, предъявленным налоговыми органами, так и по еще не выявленным претензиям. Налоговые риски оцениваются исходя из вероятности их материализации и существенности;
налоговый отдел, как правило, выделен в самостоятельную организационную единицу, или выделен специалист (налоговый менеджер, заместитель главного бухгалтера по налогам), занимающийся налоговыми вопросами в ходе каждодневной работы. В обязанности налогового специалиста, как правило, входят консультирование бизнес-подразделений по налоговым вопросам, взаимодействие с налоговыми органами, участие в налоговых спорах и судах;
расчет налогов осуществляется либо бухгалтерией, либо налоговым отделом;
принятие решений по налогам осуществляется главным бухгалтером или финансовым директором после консультаций с налоговым специалистом либо налоговым менеджером;
осуществляются управление как предъявленными налоговыми рисками через оспаривание претензий, так и еще не выявленными (предъявленными) в ходе налоговой проверки благодаря постоянному отслеживанию практики; подача исправительных деклараций; получение разъяснений консультантов и налоговых органов, а также Министерства финансов России по отдельным вопросам [29].
Управление налоговыми рисками во многом зависит от доступности информации о вероятности наступления и величине их последствий, выраженной стоимостными показателями (рис. 6).
Рис. 6. Информационные ситуации принятия налоговых решений
Безусловно, полностью ликвидировать налоговые риски не возможно, но необходимо стремиться к из минимуму. Представляется, что работа по созданию условий для реализации программы снижения налоговых рисков включает постановку и решение следующих задач: