Особенности управления налоговыми рисками
Описанные выше приемы являются общими приемами финансового риск-менеджмента. Среди специальных приемов, присущих налоговому риск-менеджменту, хотелось бы отметить описанные выше приемы снижения риска в области информационных (оценочных) рисков и рисков процесса [7, 8]:
совершенствование организационной структуры компании (настройка системы документооборота, внутреннего контроля, тщательная аудиторская проверка, максимальная вовлеченность налоговой службы компании в процесс принятия управленческих решений);
акцент на подтверждение экономической обоснованности сделок при совершенствовании системы документирования хозяйственных операций компании;
инициация судебного спора (в отсутствие сложившейся практики).
В общем смысле выявлять и предупреждать налоговые риски организаций можно за счет следующих интеллектуальных ресурсов [14]:
внутреннего;
внешнего;
комбинированного (внутреннего и внешнего).
Управление налоговыми рисками за счет внутренних источников подразумевает управление внутри организации без привлечения внешних консультантов. Эффективность такого способа управления налоговыми рисками зависит от множества факторов: от подхода компании к данному вопросу; от количества персонала, занимающегося управлением налоговыми рисками; от квалифицированности персонала; степени вовлеченности персонала в процесс принятия решений.
Если у крупной компании нет отдельного специалиста или подразделения, ответственного за вопросы управления налоговыми рисками, или управлением налоговыми рисками занимается главный бухгалтер, то вполне возможно, что у компании существуют налоговые риски, о которых она даже не подозревает.
Также не самый эффективный вариант, когда у компании существует налоговый отдел, но деятельность его ограничена контролем за составлением налоговой отчетности и проверкой первичных документов. Такой подход не в полной мере может предупредить наличие налоговых рисков.
Наиболее оптимальный вариант управления налоговыми рисками за счет внутренних источников - это максимальное вовлечение персонала (отдела), отвечающего за управление налоговыми рисками, в процесс подготовки к принятию решений.
Управление налоговыми рисками за счет внешних источников осуществляется посредством привлечения сторонних налоговых консультантов. Это может быть налоговая экспертиза или налоговый аудит. Также среди подобного рода налоговых проверок, осуществляемых сторонними консультантами, можно выделить налоговый Due Diligence (должная осмотрительность, предварительное обследование). Как правило, данная процедура сопровождает слияние или поглощение бизнеса.
Консультанты при проведении налоговых проверок проводят всесторонний анализ деятельности компании с точки зрения выявления налоговых рисков. Проведение подобного рода налоговых проверок обусловлено тем, что налоговые органы при проведении мероприятий по налоговому контролю, в том числе выездной налоговой проверки и камеральной проверки, могут доначислить налоги и сборы, а также начислить пени и штрафы, тем самым увеличить обязательства компании перед бюджетом, и это могут быть не самые худшие последствия.
Привлечение сторонних налоговых консультантов - это достаточно эффективный способ, поскольку специалисты с проработанной методикой управления налоговыми рисками могут облегчить процесс принятия решения, предупредить организацию о наличии рисков и выработать рекомендации по их устранению.
Комбинированный способ объединяет в себе внутренний и внешний интеллектуальные ресурсы.
Выбор того или иного ресурса, за счет которого будет осуществляться управление налоговыми рисками, зависит от многих факторов: масштабов бизнеса организации, затрат на обеспечение налоговой безопасности и т.д.
Управление налоговыми рисками, как и любой вид управляющего воздействия, целесообразно осуществлять в виде реализации ряда последовательных этапов. Рассмотрим этапы процесса управления налоговыми рисками.