Особенности управления налоговыми рисками
) отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;
) непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
) неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами);
) значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
) ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Следует отметить, что все 12 критериев Концепции планирования выездных налоговых проверок - это лишь рекомендации бизнесу, информация, которая помогает оценить налоговые риски предприятия.
Оценка налоговых рисков. При оценке налоговых рисков нужно определить сумму риска и вероятность его возникновения. Для определения суммы риска достаточно умножить базу для расчета риска на налоговую ставку налога, по которому возник риск. Например, если возник риск по налогу на прибыль в виде отсутствия документального подтверждения расхода, для расчета риска необходимо умножить сумму расходов, по которым нет документального подтверждения, на налоговую ставку.
С оценкой вероятности определения риска сложнее, поскольку в РФ достаточно мало открытой статистической информации о налоговых доначислениях. Поэтому для определения этого критерия в основном используется экспертный метод, т.е. собираются налоговые специалисты и исходя из своего опыта и знаний устанавливают вероятность риска. Данный подход очень субъективен и не всегда отражает действительность, однако пока ничего другого не остается.
Так, при качественной оценке риска организации могут прибегнуть к следующей градации, которая очень распространена во многих консалтинговых компаниях:
высокий риск - требования налогового законодательства нарушены, позиция налоговых органов и/или Министерства финансов России по сложным вопросам налогового законодательства достаточно обоснована и неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо сложилась не в пользу налогоплательщика;
средний риск - требования налогового законодательства не нарушены, но позиция налоговых органов и/или Министерства финансов России неблагоприятна для налогоплательщика; арбитражная практика отсутствует либо позиция судов неоднозначна;
низкий риск - требования налогового законодательства не нарушены, позиция налоговых органов и/или Министерства финансов России неблагоприятна для налогоплательщика, но арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика.
Выработка мер по нейтрализации (минимизации) налоговых рисков. Существует несколько мер по нейтрализации (минимизации) налоговых рисков:
устранение налогового риска;
игнорирование налогового риска;
снижение налогового риска.
Устранить налоговый риск можно, придерживаясь так называемого консервативного подхода, т.е. начислять налоги независимо от того, что существует неоднозначность в необходимости его начисления или несовершения операции (сделки), которая сопряжена с наличием налоговых рисков. Примеров устранения может быть много, в том числе и подготовка документального обоснования.
С игнорированием риска понятно - просто не брать его в расчет. Однако события последних лет показали, что это неправильные меры.
Примером снижения налоговых рисков может быть подготовка позиции в случае возникновения риска, подготовка документального обоснования (договоры, первичная документация, маркетинговая политика и т.д.).
На этапе применения мер по нейтрализации (минимизации) налоговых рисков, соответственно, организация применяет выбранные меры, например подача уточненной налоговой декларации, запрос документов у контрагентов и т.д. [14].