Особенности управления налоговыми рисками
) выявление вида и предполагаемого срока выхода конкретного риска за пределы приемлемого (оптимального) уровня (доверительного интервала);
) оценка его реального или ожидаемого уровня;
) анализ факторов, оказывающих большое влияние на его уровень;
) выбор методов управления риском, приводящих к достижению его оптимального уровня для конкретной ситуации;
) применение выбранных методов;
) оценка полученных результатов и при необходимости введение оперативных или упреждающих корректировок.
Выявление (предупреждение) налоговых рисков. Поскольку налоговые риски бывают разные, соответственно и способы их выявления инвариантны в зависимости от налогового риска.
Если причиной налогового риска послужила ошибка организации или иная случайная (непредвиденная) причина, то в зависимости от риска способами его выявления могут являться арифметическая проверка налоговой отчетности, сверка налоговой и бухгалтерской отчетности и выявление расхождений. Подобными подходами оперируют налоговые органы при проведении камеральных налоговых проверок. Таким образом, проводя все эти процедуры, организация осуществляет меры превентивного характера.
В случае если речь идет о неясностях в налоговом законодательстве, то способом выявления данного риска может стать мониторинг разъяснений Министерства финансов Российской Федерации и судебной практики. Поскольку расхождения между мнением Министерства финансов России, сложившейся практикой применения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговыми органами и позицией судебных органов - нередкое дело, мониторинг позволит понять, в чем же причина противоречий.
Во многих европейских странах предусмотрена возможность получения предварительных соглашений с налоговыми органами по вопросам предполагаемых налоговых последствий. Предварительное соглашение позволяет подтвердить у налоговых органов сделку на предмет соответствия текущему налоговому законодательству. Возможности предварительных соглашений с налоговыми органами зависят от того, в какой стране оно получено.
Однако в России такой механизм не предусмотрен. При этом Министерство финансов России в документе "Основные направления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" определил как один из инструментов совершенствования контроля за трансфертным ценообразованием введение механизма заключения между налоговыми органами и налогоплательщиками соглашения о ценообразовании.
Что же делать, если у организации давно не было проверки или есть сомнения, что она скоро может быть назначена. Как же предупредить риск проведения выездной налоговой проверки в организации?
Можно применить Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 14.10.2008) [3]. В частности, Концепцией определены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, что делает для организаций процесс выбора объекта выездной налоговой проверки более прозрачным.
Согласно Концепции существуют всего 12 критериев выбора объекта выездной налоговой проверки, при наличии которых возможно ее проведение:
) налоговая нагрузка;
) отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
) отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по НДС равна либо превышает 89% за 12 мес.);
) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
) выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ;
) неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;