Оценка налоговой нагрузки при налогообложении юридических лиц
Контроль становится полноправным элементом системы управления производством, защитой от проявлений бесхозяйственности, фактором оптимизации финансово - хозяйственной деятельности, в том числе и за НДС.
Сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций:
во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой;
во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства.
Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование.
Анализируя удельный вес налога на имущество организаций можно сказать, что налог является стабильным источником доходов бюджета, его доля за весь период оставалась примерно неизменной. В последние годы с 2007 г. по 2009 г. вырос удельный вес таможенных пошлин и сборов и платежей за пользование природными ресурсами на 4,2% и 1,6% соответственно. Доля налога на прибыль предприятий и организаций с 2004 г. по 2009 г. снизилась с 14,47% до 6%, т.е. упала на 8,47%. Уровень доходов целевых бюджетных фондов за анализируемый период значительно упал - с 8,77% до 0,51%, т.е. почти на 8%. Доля единого социального налога, введенного с 2004 г., выросла с 2008 г. по 2010 г. на 2,75%. Уровень неналоговых доходов за последние годы тоже вырос: с 4,9% в 2007 г. до 8% в 2009 г. В целом удельный вес налоговых доходов снизился с 2008 г. по 2010 г. с 84,34% до 75,52%.
Анализ показателей показывает, что неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета в 2010 г. составили 8%. В предыдущие годы их удельный вес постоянно менялся, в 2008 г. он снизился до 4,9%, а затем начал снова расти. За рассматриваемый период в структуре неналоговых доходов федерального бюджета произошли существенные изменения. Так, удельный вес доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, возрос с 24% в 2008 г. до 75,6% в 2010 г. При этом в 2010 г. произошло существенное снижение удельного веса неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (с 70,6% в 2008 г. до 20,6% в 2010 г.). Поступления имущественных налогов составили составил 7% от общего объема налоговых поступлений.
Таблица 1. Оценка эффективности выездных налоговых проверок по налогу на имущество организаций
Показатель |
2008 год |
2009 год |
Отклонение сумма |
Отклонение % |
Дополнительно начислено платежей по налогу на имущество организаций по проведенным поверкам (тыс. руб.) |
13 049 |
33 301 |
20 252 |
255,2 |
В том числе по ВНП (тыс. руб.) |
8 159 |
13 071 |
4 912 |
160,2 |
Количество проведенных проверок по НДС |
232 |
301 |
69 |
129,7 |
Из них выявлено правонарушений (кол-во) |
138 |
243 |
105 |
176,1 |
Доля начислений по результатам ВНП в общей сумме доначислений по налогу на имущество (%) |
62 |
39 |
-23 |
63,0 |
Доля выявленных нарушений (%) |
59,5 |
80,7 |
21,2 |
135,6 |
Доля начислений по на одну ВНП (тыс.руб.) |
35,1 |
43,4 |
8,2 |
123,5 |