Оценка налоговой нагрузки при налогообложении юридических лиц
Доля налога на прибыль организаций в налоговых поступлениях в бюджет расширенного правительства в 2008-2010 гг. в 2010 году доля налога на прибыль организаций составила 17,1% всех налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации. Это говорит о том, что налог на прибыль организаций занимает существенное место в налоговой системе России.
Стоит так же отметить, что в 2008-2010 гг. наблюдалось уменьшение доли налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет расширенного правительства РФ. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2008 и 2010 гг. стало вступление в действие новых положений Налогового кодекса, относящихся к данному налогу, в частности, изменение структуры и объема затрат (в сторону увеличения), принимаемых к вычету при определении налоговой базы, снижение налоговой ставки с 35 до 24%, применение «переходного» положения, связанного с определением налоговой базы по «методу начислений», изменение начисления амортизации, а также общее снижение чистого финансового результата деятельности предприятий.
Динамика поступления ПППР в бюджет расширенного правительства РФ в 2008-2010 гг., трлн. руб. в 2010 году поступления платежей за пользование природными ресурсами (ПППР) в бюджет расширенного правительства РФ составили 200 млрд. рублей. В то время как в 2008 году ПППР составили всего лишь 30 млрд. рублей. Стоит отметить, что большой скачок был в 2008 году 130 млрд. рублей против 50 млрд. в 2010 г.
Динамика поступления НДФЛ в бюджет расширенного правительства РФ в 2008-2010 гг., трлн. руб.
Рассматривать динамику поступлений налога на доходы физических лиц необходимо с учетом того, что в 2010 г. была проведена его реформа, в результате которой была введена плоская шкала налогообложения со ставкой налога в 13%. Так, можно заметить, что уже по итогам 2008 г. был зафиксирован рост налоговых поступлений. Одним из факторов роста является то, что до реформирования нижняя граница налога составляла 12%, поэтому ее увеличение на 1% при предположении о неизменности налоговой базы или ее расширении привело к заметному росту поступлений (по различным оценкам приблизительно на 0,1% ВВП), даже несмотря на снижение предельной ставки налога для той части населения, которая платила налог по более высокой ставке (снижение поступлений приблизительно на 0,05% ВВП). Кроме того, по оценкам, около 0,2% ВВП роста поступлений подоходного налога было обусловлено расширением налоговой базы. Последующий рост был в основном вызван общим ростом доходов населения вследствие роста экономики, а также частичной легализацией доходов .
Доля основных налогов в доходах бюджета расширенного правительства в 2010 году такой прямой налог как налог на прибыль составляет 15,7% всех доходов бюджета расширенного правительства. Платежи за пользование природными ресурсами (ПППР) составляют 11,2% доходов бюджета расширенного правительства. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - 8,7%. Единый социальный налог (ЕСН) - 4,9%.
Более 1/5 доходов бюджета расширенного правительства России составляют доходы от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), куда входят вывозные и ввозные таможенные пошлины. Доходы от ВЭД относятся к косвенным налогам, поэтому можно сказать, что основная часть налоговых доходов бюджета расширенного правительства приходится на доходы от ВЭД. Доля прямых и косвенных налогов в доходах бюджета расширенного правительства РФ в 2010 г. Вместе с тем, на прямые налоги приходится более 40% доходов бюджета расширенного правительства РФ, в то время как косвенные налоги составляют около 38% всех доходов бюджета расширенного правительства.