Оценка налоговой нагрузки при налогообложении юридических лиц
Несмотря на то, что среди экономистов и юристов доминирует мнение о несправедливости системы косвенного налогообложения, в большинстве развитых стран косвенные налоги широко используются при формировании налоговой системы государства. Это объясняется следующими причинами. Система косвенного налогообложения - наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы; в ней заложены возможности воздействия на экономику, т.е. стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, и возможности регулирования потребления, а вместе с тем она позволяет быстро реагировать на экономические процессы. Но при использовании механизма косвенного налогообложения важен комплексный анализ последствий его применения, учет особенностей экономики страны. Не случайно в развитых странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения, оно не противодействует развитию экономики.
Экономист Т.Ф. Юткина отмечает, что метод косвенного налогообложения распространен в ряде стран вследствие его простоты применения и независимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Методика формирования косвенных налогов ограничивает возможности ухищрений и фальсификаций, способствующих уходу от уплаты налогов. В условиях высокой платы за труд именно косвенное налогообложение составляет костяк податных систем стран мирового сообщества. Распространение, например, налога на добавленную стоимость при высокой заработной плате не сопряжено с нежелательными социальными последствиями, хотя этот налог является самым перелагаемым.
Проблема переложения налогов тесно связана с проблемой юридического значения распределения налогов на прямые и косвенные. Само переложение налога не регулируется законодательством потому, что это лишь экономическое явление. В налоговом законодательстве есть нормы, которые прямо запрещают переложение налогов, например, когда речь идет об отношениях налогоплательщика и налогового агента, действует так называемый запрет на налоговые оговорки. Но нет никаких норм, которые непосредственно регулировали бы сам процесс переложения и устанавливали ответственность за переложение или непереложение налогов. Переложение как явление экономическое регулируется не правом, а непосредственно механизмом спроса и предложения и, следовательно, влияет на цену товаров, работ, услуг - завышение цены препятствует реализации, ограничивая спрос. Соответственно, продавец вынужден снижать цену или предложение данных товаров, работ, услуг.
Надо заметить, что среди ведущих отечественных специалистов в области налогового права нет единого мнения по таким вопросам, как юридическое значение распределения налоговых платежей на прямые и косвенные, на сколько необходима такая классификация на современном этапе развития правовой науки, возможно ли использовать ее в нормах налогового законодательства и юридических доктринах.
На основании данных отчета 1- НМ Управления по налогам и сборам проведем сравнительный анализ динамики и структуры поступления налогов и сборов в республиканский бюджет РД за 2008-2010гг.