Развитие налога на добавленную стоимость в России
Налог на добавленную стоимость, введенный в начале 90-х годов с целью частичной замены применявшегося ранее в Советском Союзе налога с оборота, являлся по-настоящему революционным элементом российской налоговой системы. Однако этому налогу изначально были присущи искажения, часть из которых сохранилась до настоящего времени, обусловленные желанием государства усилить его фискальную роль и одновременно приспособить его к сложной ситуации в экономике, которая характеризовалась массовыми неплатежами, бартером, низким уровнем исполнения налогового законодательства и т.п. [8]
В силу как своей новизны для налогоплательщиков и налоговых органов, так и сложности администрирования, законодательство, регулирующее порядок исчисления и взимания данного налога, на протяжении всего периода его существования неоднократно менялось. Иногда эти действия, скорее, носили спонтанный характер и не основывались на едином подходе к реформированию налога в стране. Одним из таких спонтанных решений было введение налог с продаж, впоследствии оказался неэффективным, а его отмена связана с чрезвычайно высокими политическими и экономическими издержками. В некоторых случаях изменения в законодательстве о налогах и сборах в части НДС были продиктованы стремлением к совершенствованию налога и повышению эффективности налоговой системы [22].
Начиная с 2000 г. реформирование НДС стало проводиться в рамках единой стратегии налоговой реформы, в результате чего российский налог на добавленную стоимость был существенно модернизирован, в значительной степени приближен к лучшим международным аналогам - в частности, к требованиям VI Директивы Европейского союза, регламентирующей вопросы взимания данного налога.
С принятием в 2000 г. отдельных глав второй части Налогового кодекса, среди которых была глава 21 "Налог на добавленную стоимость", был решен целый ряд проблем функционирования системы налога на добавленную стоимость. При этом важным этапом развития налогового законодательства, связанным с принятием Налогового кодекса, являлись систематизация всего массива законодательства о налогах и сборах и установление всех основных положений, регулирующих порядок взимания налога на добавленную стоимость в едином документе - в Налоговом кодексе. Такой шаг сам по себе следует рассматривать как важное достижение налоговой реформы, так как он позволил исключить из нормативной правовой базы, регулирующей порядок исчисления НДС, различного рода инструкции, письма и прочие нормативные акты министерств и ведомств.
Начиная с 1 января 2006 г., даты вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ, вычеты сумм налога, предъявленных поставщиками и подрядчиками при строительстве объектов недвижимости, применяются в общеустановленном порядке. Вместе с тем при осуществлении строительно-монтажных работ для собственного потребления введен принцип начисления НДС на всю сумму выполненных работ по итогам каждого налогового периода - календарного месяца. Это, впрочем, создает определенные искажения в налогообложении, так как необходимость формирования объекта НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления обусловлена тем обстоятельством, что результаты этих работ, как и любых других приобретаемых товаров, работ или услуг, могут использоваться в деятельности, не облагаемой налогом на добавленную стоимость. В этом случае НДС, уплаченный по таким работам, не должен приниматься к вычету. Однако, в силу длительности сроков капитального строительства для принятия решения о принятии или непринятии к вычету НДС по результатам строительно-монтажных работ необходимо сформировать отдельный объект налогообложения, в котором будут аккумулированы все суммы налога, уплаченные поставщикам в ходе осуществления работ. В противном случае будет чрезвычайно сложно восстановить вычеты, приходящиеся на потребленные налогоплательщиком в ходе строительства товарно-материальные ценности.
Начиная с 1 января 2006 г. в налоговую базу не включаются авансы, полученные налогоплательщиками-экспортерами в качестве предварительной оплаты экспортных поставок. Эта мера была принята для того, чтобы при налогообложении реализации товаров по нулевой ставке не подлежала налогообложению и предварительная оплата таких поставок.