Развитие налога на добавленную стоимость в России
− для организаций - повысить привлекательность специальных налоговых режимов в случае осуществления ими торгово-посреднических операций.
Однако одновременно необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что переход к системе регистрации лиц в качестве плательщиков НДС может сопровождаться дополнительными издержками, связанными с необходимостью проведения дополнительных проверок, с введением новых автоматизированных регистрационных систем, специального программного обеспечения и других, объективно оценить размеры которых в настоящее время крайне проблематично.
Одним из возможных направлений совершенствования администрирования НДС является оптимизация существующего перечня операций, подлежащих освобождению от обложения НДС. В настоящее время от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации, указанных в ст.149 НК РФ.
Анализ опыта зарубежных стран в области законодательства по НДС позволяет сделать вывод о необходимости сохранения в ст.149 НК РФ лишь тех освобождений, которые традиционно являются стандартными для стран, взимающих НДС, а также освобождений, имеющих социальное значение или обусловленных какими-либо особенностями хозяйственной деятельности.
Традиционно вопрос организации возмещения из бюджета при превышении сумм налоговых вычетов над суммами начисленного НДС является ключевым для обеспечения эффективности функционирования НДС в целом. Без эффективно функционирующей системы возмещения НДС, основанного на классической, зачетной, схеме исчисления и уплаты НДС создает значительные искажения для некоторых групп налогоплательщиков, которые влекут за собой существенные издержки, связанные с исполнением налогового законодательства. Невозможность получения налогоплательщиками, полностью исполняющими требования налогового законодательства, возмещения из бюджета сумм превышения уплаченного НДС над начисленным приводит к значительной потере ресурсов налогоплательщиков, что, в свою очередь, создает стимулы к оптимизации закупок с точки зрения уплачиваемого поставщикам налога, а также подрывает конкурентоспособность экспортного сектора экономики.
При рассмотрении практических аспектов функционирования системы возмещения НДС необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что с точки зрения теоретических соображений устройство системы возмещения является чрезвычайно простым - по итогам каждого налогового периода налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговую декларацию.
"Зачетная" схема исчисления и уплаты НДС является наименее затратной и наиболее эффективной схемой налогообложения добавленной стоимости. В соответствии с этой схемой, на основании которой построен и российский НДС стоимость, по итогам каждого налогового периода налогоплательщик исчисляет сумму налога как долю от всего объема реализованных налогооблагаемых товаров, работ, услуг,, а сумму налоговых обязательств перед бюджетом - как разницу между указанной суммой и суммой налога, уплаченного поставщикам, таможенным органам, в данном налоговом периоде при приобретении или импорте налогооблагаемых товаров, работ или услуг.
Возмещение НДС при применении нулевой налоговой ставки. Декларацию, на основании которой он либо уплачивает в бюджет сумму налоговых обязательств, либо предъявляет требования к возмещению из бюджета определенной суммы в случае, если объем налога, уплаченного в налоговом периоде поставщикам, оказывается выше, чем объем начисленного налога.
При этом финансовые органы теоретически в срок, соответствующий сроку уплаты налога в бюджет, должны перечислить надлежащую сумму на счета налогоплательщика.
Проблемы уклонения от налогообложения.
НДС в целом создает стимулы для уклонения от налогообложения, так как фактически при прочих равных условиях счет-фактура на оплату налогооблагаемых товаров, выставленная поставщиком (или документ, подтверждающий факт экспорта), является основанием для уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика, а значит, представляет собой требование к бюджету. Уже сам этот факт создает сильнейший стимул для недобросовестных налогоплательщиков к минимизации своих налоговых обязательств. Скрывая от налоговых органов выручку от реализации налогооблагаемых товаров, работ, услуг, на внутреннем рынке, налогоплательщик не только уклоняется от обязанности взимания налога с объема своей реализации, но и может получить право на возмещение уплаченного налога из бюджета.