Развитие налога на добавленную стоимость в России
Добровольная регистрация может интерпретироваться как механизм, сигнализирующий о том, что налогоплательщик соблюдает финансовое законодательство, открыт для общения с налоговыми органами. Если при обязательной регистрации целесообразно использовать в качестве ее единственного критерия пороговый объем реализации, то для добровольной регистрации возможно применять другие требования: период ведения предпринимательской деятельности, отсутствие негативной налоговой истории, отсутствие "сомнительных собственников". Однако степень жесткости применяемых ограничений должна основываться на анализе рисков уклонения от налогообложения, а также возможностей налоговых органов эффективно администрировать как систему обложения налогом на добавленную стоимость, так и систему регистрации плательщиков НДС.
Безусловно, до тех пор, пока не приняты изменения в закон о государственной регистрации юридических лиц, в части увеличения сроков проведения регистрации и расширения оснований для отказа в регистрации в целях противодействия появлению фирм однодневок, рано говорить о том, на достижение каких целей должна быть направлена система специальной регистрации по НДС. Однако, крайне важно обеспечить, чтобы хотя бы в одной из двух регистрационных процедур содержался механизм противодействия получению статуса налогоплательщика подставными лицами, т.е. регистрации налогоплательщиков по несуществующим адресам и т.д. Среди таких мер не обходимо отметить следующие:
а) расширение и ужесточение требований к информации, предоставляемой лицами при регистрации;
б) введение процедуры выборочной выездной проверки при регистрации лиц в качестве плательщиков НДС, основанной на системе анализа рисков;
в) предоставление статуса плательщика НДС вновь регистрируемым юридическим лицам по истечении определенного срока после государственной регистрации данного лица.
Ожидается, что данная система позволит сосредоточить усилия налоговых органов на проверке ограниченного круга налогоплательщиков, а также предотвратить возникновение случаев отказа налогоплательщику в праве на применение налогового вычета НДС при приобретении товаров, работ, услуг. Более того, процедура специальной регистрации плательщиков НДС предусматривает проведение проверки достоверности сведений, представляемых налогоплательщиком о своем местонахождении, учредителях, руководстве, что является дополнительной превентивной мерой осуществления неправомерной ликвидации без выполнения налоговых обязательств [33].
Следует отметить, что при установлении величины указанного порога предполагается принимать во внимание как действующие критерии освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС, так и максимальные критерии выручки от реализации, дающие право на применение упрощенной системы налогообложения. В то же время, действующее в настоящее время максимальное значение выручки от реализации, позволяющее применять упрощенную систему налогообложения, существенно превосходит все пороговые значения для НДС-регистрации, которые применяются в странах с развитой налоговой системой. В этой связи при переходе к новой модели НДС-регистрации необходимо рассмотреть возможность снижения данного максимального значения до уровня выручки, более соответствующего общепринятому пониманию малых предприятий, дающих возможность применять пониженные налоговые ставки.
Следовательно, на наш взгляд, речь должна идти о снижении максимального значения годовой выручки от реализации, позволяющего применять упрощенную систему налогообложения, хотя бы до 12 млн. руб. и одновременном установлении порога регистрации НДС на этом же уровне.
В заключение следует отметить, что переход к более прозрачной системе регистрации лиц в качестве плательщиков НДС, при эффективной организации этой системы позволяет добиться следующих результатов:
− для налоговых органов, улучшить качество налогового администрирования посредством проведения дополнительных проверок при обращениях для осуществления добровольной регистрации и выдачи специальных номеров плательщиков НДС, что позволяет избежать возникновения случаев отказа налогоплательщику в праве на применение налогового вычета НДС при приобретении товаров, работ, услуг, у лиц, не являющихся плательщиками НДС, но необоснованно выставивших счета-фактуры;