Развитие налога на добавленную стоимость в России
Одним из приятных новшеств будет то, что теперь, начиная с 2012 года, предоставлять выписку для подтверждения НДС - 0% (с кредитных организаций) в налоговые органы не требуется. Это порадовало налогоплательщиков! Ведь теперь, налоговый инспектор не имеет права отказать Вам в вычете по НДС только потому, что нет документа об оплате покупателем услуги либо товара. Начиная с 2012 года, налогоплательщикам достаточно иметь лишь договор с покупателем, и документы с таможенными отметками. Хочется так же отметить, что не маловажным изменением в учете НДС стало расширение списка операций, которые не подлежат расчету НДС.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что практически все перечисленные нововведения если не полностью приблизили российский НДС к лучшим мировым образцам, то привели к росту степени его нейтральности, справедливости и эффективности. Вместе с тем практически все принятые решения в области реформирования налога на добавленную стоимость последних лет хотя в целом и приводили к росту его эффективности и нейтральности, но одновременно были прямой причиной снижения бюджетных доходов от данного налога либо за счет уменьшения сумм начисленного налога, либо вследствие опережающего роста налоговых вычетов.
В данном параграфе рассмотрим альтернативы развития НДС в России в перспективе
На фоне благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, относительно быстрого экономического роста в России и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации объективно существующие проблемы администрирования НДС и резкое снижение доходов от налога в 2006 г. явились аргументом в пользу обоснования необходимости снижения базовой ставки НДС до уровня 12-13% с одновременной ликвидацией пониженной ставки НДС. Предполагается, что данная мера позволит существенным образом повысить инвестиционную активность предприятий обрабатывающего сектора экономики и будет способствовать инновационному развитию производств с высокой добавленной стоимостью на территории страны.
Однако, с точки зрения бюджетных последствий снижение ставки НДС повлечет не только прямые потери бюджета на величину потенциальных доходов от НДС, но и прирост поступлений по налогу на прибыль, единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц вследствие увеличения объемов реализации и расширения налоговой базы этих налогов.
В настоящее время в международной практике администрирования НДС основными аргументами в пользу применения льготных ставок обычно является желание государства создать стимулы для потребления товаров и услуг. Это касается книг, газет, общественного транспорта, а также перераспределительный т.е. социальный характер снижения цен на некоторые блага: медикаменты, продукты питания, детская одежда и прочее. Это маловероятно, это прожектерство.
Из данных, приведенных в Приложении 4, видно, что во всех рассматриваемых странах применяются налоговые ставки НДС, не превышающие 20%. При этом, практически во всех странах, за исключением Японии и Казахстана, применяется одна или несколько льготных налоговых ставок, помимо нулевой ставки, применяемой при экспорте продукции.
Изменение процедуры регистрации налогоплательщиков НДС.
В целях повышения эффективности налогового администрирования количеству плательщиков НДС должны соответствовать возможностям налоговых органов по проведению установленного требованиям законодательства налогового контроля. В этой связи необходимо создание специальной системы регистрации плательщиков НДС, что по аналогии со многими странами с развитой системой НДС позволит осуществлять эффективный налоговый контроль за налогоплательщиками.
При этом обязательной регистрации в качестве плательщика НДС подлежат все хозяйствующие субъекты, которые в ходе своей деятельности превысили некоторое законодательно установленное пороговое значение выручки от реализации, передачи, товаров, работ, услуг и имущественных прав.
Организациям и индивидуальным предпринимателям должны присваиваться отдельные идентификационные номера плательщиков НДС, которые будут в обязательном порядке указываться на счетах-фактурах, будут являться обязательным реквизитом счета-фактуры.