Маркетинговый анализ
При прогнозировании экспортных объёмов транспортировки светлых нефтепродуктов трубопроводным транспортом (по прямым и смешанным «трубопроводно-железнодорожным» схемам) приоритетные направления (точки выхода) останутся теми же, традиционными. Прежде всего, это Прибалтийское направление - порты бывших республик СССР (Вентспилс, Клайпеда, Таллинн и др.) и России (Санкт-Петербург и вновь строящиеся терминалы на российском побережье); Западное направление - Украина, Белоруссия, Венгрия; Южное направление - Черноморские порты России (Новороссийск, Туапсе) и Украины; Юго-восточное направление - Казахстан.
При этом, необходимо отметить следующее. Долевое соотношение экспортных объёмов Прибалтийского направления и суммы трёх других направлений (Западного, Южного и Юго-восточного) в перспективе значительно не изменится. Доля экспорта российских светлых нефтепродуктов в Казахстан, на Украину, Белоруссию, отчасти в Венгрию останется, примерно, на существующем уровне. Текущее распределение экспортных грузопотоков в Южном направлении обусловлено ограниченными пропускными способностями российских Черноморских портов. После 2007 года пропускные возможности портов в Новороссийске и Туапсе будут увеличены. Одновременно с этим будет расширена пропускная способность железнодорожных магистралей и подъездных путей к портам Черноморского побережья. Тем не менее, это не окажет значительного влияния на структуру экспортных поставок в совокупности по всем выше перечисленным направлениям.
Кардинальных изменений следует ожидать только внутри Прибалтийского направления, где основные потоки светлых нефтепродуктов переместятся от портов стран Балтии к российским существующим и вновь строящимся нефтяным терминалам на балтийском побережье. Обусловлено это, во-первых (и главным образом), политикой властных структур РФ в области стратегической безопасности страны; во-вторых, необходимостью достижения экономической эффективности от экспортной деятельности (максимизацией доходов от экспорта нефтепродуктов за счёт снижения транспортных затрат от НПЗ до порта, затрат на портовую перевалку и т.д.).
Приняв во внимание всё выше сказанное и проанализировав прогнозные данные нефтяных компаний об объёмах сдачи нефтепродуктов нефтеперерабатывающими заводами на трубопроводный транспорт, а так же на основе ретроспективных объемов сдачи нефтепродуктов на НПП за 2000-2002 гг. (таблица 2-9), объёмов потребления и поставок нефтепродуктов на внутренний рынок и экспорт, выполнен прогноз сдачи светлых нефтепродуктов заводами РФ (подключенными и предполагаемыми к подключению к сети НПП) на среднесрочную (до 2007 г.) и долгосрочную (до 2015 г.) перспективу. Прогнозные данные приведены в таблице 2-10.
Итоговые значения таблицы 2-10 сформированы по трём группам нефтеперерабатывающих заводов. Первая группа охватывает все НПЗ, подключенные и потенциально возможные к подключению к нефтепродуктопроводной сети (то есть все заводы, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов по НПП, вне зависимости от экспортных направлений). Во второй группе отсутствуют Саратовский и Волгоградский заводы (в экспортных трубопроводных направлениях предполагаемые к работе в Южном направлении НПП «Сызрань - Саратов - Волгоград - Туапсе»). В третьей группе отсутствуют Саратовский, Волгоградский и Самарские НПЗ (последние в Прибалтийском экспортном направлении не предполагаются к прямым трубопроводным поставкам на российские терминалы).
Таблица 2-9. Объем сдачи светлых нефтепродуктов нефтеперерабатывающими заводами РФ на нефтепродуктопроводный транспорт за 2000-2004 гг (тыс.т/год)
Нефтеперерабатывающий завод |
2000 г. |
2001 г. |
2000 г. |
2003 г. |
2004 г. |
1. Омский НПЗ |
1934,1 |
1762,0 |
2721,2 |
2745,4 |
2900 |
2. Башкирские НПЗ (4НПЗ) |
6653,1 |
6447,1 |
7577,7 |
7747,2 |
7919,2 |
3. Самарские НПЗ (3 НПЗ) |
4648,1 |
5423,2 |
4672,8 |
4598,6 |
4927,8 |
4. Нижнекамскнефтехим (Нижнекамский НПЗ) |
205,5 |
182,9 |
591,2 |
555,0 |
364,2 |
5. Нижегороднефтеоргсинтез |
1171,4 |
413,2 |
695,4 |
1134,8 |
1774,6 |
6. Рязанский НПЗ (Рязанская НПК) |
1325,0 |
1817,5 |
1808,2 |
1871,8 |
2001,1 |
7. Московский НПЗ |
2238,5 |
2795,4 |
3090,9 |
3130,7 |
2704,9 |
8. Киришинефтеоргсинтез |
2178,8 |
2019,9 |
1887,3 |
2721,8 |
2903,2 |
9. Пермнефтеоргсинтез |
- |
- |
- |
- |
92,5 |
Всего |
20354,5 |
20861,2 |
23044,7 |
24505,3 |
25588,0 |