Маркетинговый анализ
Анализ прогнозных данных таблицы 2-10 позволяет сделать следующие выводы в части освоения грузопотоков светлых нефтепродуктов по основным экспортным направлениям (в том числе, по преобладающему-Прибалтийскому).
При прогнозе экспортных поставок всех видов нефтепродуктов (таблица 2-2) в объёме: 2010 г. - 95,0 млн.т/год; 2015 г. - 95,5 млн.т/год; светлые нефтепродукты (моторные топлива), предполагаемые к транспортировке по системе нефтепродуктопроводов, составляют, соответственно, - 19,5 млн.т/год (или 21,9 %); 33,0 млн.т/год (34,7 %); 35,2 млн.т/год (36,9 %). Из чего следует, во-первых, возрастающая роль системы нефтепродуктопроводов и, соответственно, снижение доли железной дороги на рынке транспорта нефтепродуктов; во-вторых, уменьшение объёма экспорта мазута и прочих нефтепродуктов.
Если принимать во внимание только нефтеперерабатывающие заводы, имеющие возможность (в том числе - потенциальную, в рамках проекта «Север») осуществлять прямые трубопроводные поставки светлых нефтепродуктов к российским терминалам на Балтике, то объёмы экспорта составляют по годам перспективы, соответственно:
г. - 26,8 млн.т/год (в том числе: автобензин - 1,8 млн.т/год; дизельное топливо - 23,6 млн.т/год; авиакеросин - 1,4 млн.т/год);
г. - 28,3 млн.т/год (в том числе: автобензин - 2,7 млн.т/год; дизельное топливо - 24,2 млн.т/год; авиакеросин - 1,4 млн.т/год).
Таким образом, можно с определенной долей уверенности говорить о том, что пропускная способность первой очереди МНПП (8,5 млн. т/год), определенная техническим заданием на проектирование, будет с высокой степенью вероятности обеспечена соответствующими объемами нефтепродуктов, начиная с 2007 г.
Также можно сделать вывод о том, что потенциально существует возможность загрузки на максимальную пропускную способность в 24,6 млн.т/год светлых нефтепродуктов МНПП «Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск» (на 2010 г.), предусмотренную техническим заданием на проектирование. Реальное достижение данного объёма перекачки и выход на проектную мощность в перспективе будет зависеть от многих факторов, основными среди которых можно назвать следующие:
реализация проектов строительства новых и развития существующих нефтеперевалочных терминалов на Балтийском побережье России, создающих конкуренцию проекту «Север» (в части отвлечения объёмов как транспортировки по нефтепродуктопроводу, так и перевалки на морском терминале «Приморск»);
возможность использования нефтяными компаниями в любой момент прямых железнодорожных и смешанных «трубопроводно-железнодорожных» схем транспортировки через железнодорожные наливные пункты
ОАО «АК «Транснефтепродукт» (используя другие трубопроводные маршруты и минуя МНПП «Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск»); природные (замерзание акватории порта), политические и прочие факторы.
В настоящее время большинство из крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний РФ, портовые, транспортные и прочие предприятия и компании (в том числе зарубежные) осуществляют проекты строительства новых и развития существующих объектов транспортной и припортовой (нефтеперевалочной) инфраструктуры на Балтийском побережье РФ, с целью уменьшения традиционной зависимости в этом вопросе от стран Балтии (Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Польши) и снижения транспортных и перевалочных затрат при поставках нефтеналивных грузов на экспорт.
В качестве основных проектов строительства новых и развития существующих нефтеперевалочных объектов, образующих конкурентную среду проекту «Север» (в части осуществления максимальной проектной загрузки нефтепродуктопровода «Кстово - Ярославль - Кириши -Приморск»), являются следующие (таблица 2-11): проект ОАО НК «ЛУКОЙЛ» - строительство нефтепродуктового терминала на острове Высоцкий (суммарной мощностью 10,9 млн.т/год); проект ЗАО «Петербургский нефтяной порт» - строительство и развитие берегового перегрузочного комплекса и береговой инфраструктуры (суммарная мощность терминала по перевалке нефтеналивных грузов 10,5 млн.т/год); проект ОАО НК «Сургутнефтегаз» - строительство нефтепродуктового терминала в бухте Батарейная (суммарной мощностью 7,5 млн.т/год); l проект ФПГ «ИНФО групп» или ОАО НК «Сургутнефтегаз» совместно с ОАО «Роснефть» - строительство в Приморске нефтеперерабатывающего завода (мощностью 7-8 млн.т/год); проект ТНК - ВР - строительство в Приморске морского терминала по перевалке нефти и нефтепродуктов (суммарной мощностью 18 млн.т.); проект (объявлен конкурс) - строительство морского терминала в Вистино (Усть-Луга) по перевалке нефтепродуктов и бункеровке судов (суммарной мощностью 5 млн.т.).