Маркетинговый анализ
Кроме того, проекты строительства нефтепродуктовых терминалов развивают на станции Бронка - финская компания «Fortum». Следует отметить, что одновременно с реализацией новых проектов строительства на российском побережье Балтики нефтепродуктовых терминалов, перепрофилирование и развитие существующих нефтеперевалочных мощностей осуществляют традиционные Балтийские партнёры российских компаний, в частности - латвийская компания «Ventspils nafta».
В декабре 2002 года президент ОАО НК «ЛУКОЙЛ» В. Алекперов и министр транспорта РФ С. Франк подписали «Соглашение о сотрудничестве» по строительству распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов со специализированным морским терминалом на острове Высоцкий Ленинградской области. В «Соглашении» отмечается, что распределительно-перевалочный комплекс нефтепродуктов будет соответствовать современным международным стандартам, вредное воздействие на окружающую среду острова Высоцкий и акваторию Финского залива будет исключено. ОАО «ЛУКОЙЛ» обеспечивает проектирование, строительство и дальнейшую эксплуатацию комплекса, представляя в Минтранс РФ необходимые для согласования строительства материалы. Министерство будет оказывать содействие компании в реализации проекта и решении организационных вопросов как в период проектирования и строительства, так и ввода комплекса в эксплуатацию. Достигнута также договорённость совместного рассмотрения вопросов по созданию системы управления движением судов, проведения дноуглубительных работ, а также защиты окружающей среды, системы ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов на акватории и территории комплекса. Подписание «Соглашения» будет способствовать привлечению инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры Ленинградской области со стороны компаний, заинтересованных в осуществлении экспорта нефти и нефтепродуктов через российские порты на Балтике.
В течение 2008 года в Высоцком появятся подъездные пути, портовые сооружения, резервуарные ёмкости для единовременного хранения 600 тыс.т нефти и нефтепродуктов.
«ЛУКОЙЛ» намерен использовать строящийся нефтепродуктовый терминал также и для экспорта нефти. Железнодорожные поставки сырья на терминал начались в ноябре 2005 года и составят: нефти - около 1,0 млн.т/год; мазута - 1,5 млн.т/год. «ЛУКОЙЛ» планирует поставлять нефтепродукты в Высоцкий, в основном, со своего Нижегородского завода.
Мощность первой очереди терминала (2006 г.) составит 2,5 млн.т/год (в том числе: по нефти - 1,0 млн.т/год; по мазуту - 1,5 млн.т/год). В 2006 году планируется начать строительство следующей очереди, предназначенной для перевалки светлых нефтепродуктов. Пропускная способность комплекса (в соответствие с пропускной способностью железной дороги) увеличится до 6,8 млн.т/год (в том числе - 2,5 млн.т/год по светлым нефтепродуктам). Компания намерена переваливать в Высоцке 10,9 млн.т/год нефти и нефтепродуктов (в том числе светлых нефтепродуктов: дизтопливо и газойль -4,3 млн.т/год, автобензин - 1,3 млн.т/год; реактивное топливо - 1,0 млн.т/год).
Одним из назначений нового терминала станет обеспечение бензином сети принадлежащих «ЛУКОЙЛу» на восточном побережье США автозаправочных станций. Годовая потребность заправок - около 4,0 млн.т. Когда терминал заработает на полную мощность, компания получит возможность снабжать их своим бензином, тогда как сегодня она пользуется ещё и услугами других поставщиков. На терминал в Высоцке будут ориентированы три завода «ЛУКОЙЛа»: Ухтинский, Нижегородский и Пермский. Первоначально для доставки их продукции к терминалу предполагается использовать железнодорожный транспорт и суда типа «река-море». В дальнейшем, возможно, появятся другие способы транспортировки. Из Высоцка продукция «ЛУКОЙЛа» будет поставляться на зарубежные рынки танкерами дедвейтом до 80 тыс.т.
Недостаточная пропускная способность железных дорог на северо-западе России может затормозить наращивание мощности терминала в соответствии с экспортными требованиями. Чтобы увеличить экспорт «ЛУКОЙЛу» необходимо построить отдельную железнодорожную ветку длиной 1,2 км от железнодорожной станции Выборг до Высоцка.
Обеспечить строительство терминала согласилось американское правительственное агентство Overseas Private Investment Corporation (OPIC). Стоимость первого этапа проекта оценивается в 150 млн.иЗО. Эта сумма может вырасти до 300 млн.USD, когда в 2007 г. компания начнёт расширять мощность терминала до 6,8 млн.т/год.
Таблица 2-11. Существующие и предполагаемые к реализации объекты по перевалке нефтепродуктов конкурирующие с МНПП «Кстово - Ярославль - Кириши -Приморск»
Владелец |
Район |
Мощность, млн.т/год |
Специализация |
ЛУКОЙЛ |
Высоцк |
2,5 (проект-10,75) |
Перевалка нефти и нефтепродуктов |
Сургутнефтегаз |
Бухта Батарейная |
проект - 7,5 |
Перевалка нефтепродуктов |
Сургутнефтегаз, Роснефть |
Приморск |
проект - 7-8 |
Перевалка нефтепродуктов |
Транснефтепродукт |
Приморск |
проект - 24 |
Перевалка нефтепродуктов |
Петербургский нефтяной терминал |
Петербург |
7,5 (проект- 15) |
Перевалка нефтепродуктов, бункеровка судов |
ТНК-ВР |
Приморск |
проект - 18 |
Перевалка нефти и нефтепродуктов |
Конкурс |
Вистино (Усть-Луга) |
проект - 5 |
Перевалка нефтепродуктов, бункеровка судов |